По контролю по результату (итоговому) учащиеся уже имели определенные умения; а теперь было введено понятие "итоговый".
Для проведения итогового контроля школьникам были предложены следующие упражнения:
Проверка вычисления другим действием (умножение - делением, деление - умножением).
Контрольные карточки, где записано полное решение задачи.
Оценивание по пунктам плана правильности решения, записанной на доске учащимися; и после того, как запись стала эталоном, сверка с решением, записанным на доске
Контрольные таблицы.
Давались сумма или разность нескольких найденных значений выражений.
Давались найденные значения выражений в порядке возрастания или убывания (совпадающие ответы пишутся один раз).
Пособие – развертки для самоконтроля.
Индивидуальные карточки с самоконтролем.
Взаимоконтроль-помощь учащихся.
Шифровка ответов по таблице для группового контроля
Контроль по результату (итоговый) не ставит перед учащимися задачи осознанного усвоения учебных действий, поэтому в разработанной нами совокупности уроков мы ставим задачу наряду с итоговым видом контроля формировать у младших школьников ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ контроль. Этот вид контроля обращает внимание учащихся на способы осуществления ими деятельности. При выполнении текущего контроля учащимся были предложены следующие упражнения:
1. При решении текстовой задачи:
соотнесение решения с составленным ранее планом решения в виде вопросов;
выбор плана решения в виде выражений;
выбор вопроса задачи, необходимого и достигнутого для данного условия;
решение задачи разными способами;
оценивание истинности и ложности высказываний.
2. При нахождении значений выражений:
опора на знания, запечатанные в памяти учащегося;
опора на планы и алгоритмы решения.
Разработанная нами совокупность уроков имела задачу начать формировать и более сложный вид контроля – прогнозирующий (предварительный). В предварительном контроле анализировали конкретно - практическую задачу, выделяли необходимые знания для решения задачи, составляли план решения.
Данные виды контроля учащихся осуществлялись на уроках математики по темам: "Проверка деления", "Проверка умножения", "Деление двузначных чисел для случаев вида 87 : 29, 66 : 22", "Деление двузначных чисел", "Деление двузначных чисел на двузначные и однозначные числа".
Эти уроки проводились в 3 классе школы-интерната №1 г. Пскова.
В эксперименте участвовало 5 учеников. Эксперимент осуществлялся с личным участием автора.
Для разработки данных уроков мы использовали материалы, полученные в ходе анализа методической литературы (3, 4, 14, 16, 19, 20, 21, 25, 27, 30, 35).
Представим ход формирующего эксперимента в виде конспектов уроков математики
Таким образом, мы охарактеризовали ход формирующего эксперимента, который заключался в апробации специально разработанной совокупности уроков, направленных на формирование навыков самоконтроля на уроках математики.
Целью данного параграфа является выявление эффективности разработанных и апробированных нами уроков. С этой целью мы провели контрольную работу.
Для реализации поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
Провести анкетирование, которое позволит выявить понимание учащимися необходимости самоконтроля для успешной учебной деятельности (анкета содержит те же вопросы, что и на констатирующем этапе эксперимента) (см. Приложение 2).
Полезная информация:
Обучение и научная деятельность
Иоганн Фридрих Гербарт (1776—1841) родился в Германии, которая была в это время отсталым, раздробленным государством, оплотом реакции против буржуазных революций. Гербарт получил образование сначала в латинской классической школе, а затем в Иенском университете. Он ознакомился с учениями представит ...
Автоматизированное компьютерное проектирование
Бесспорными лидерами на мировом рынке графических компьютерных систем являются системы CorelDRAW и AutoCAD. Поэтому обучение компьютерному выполнению чертежей целесообразно осуществлять именно в этих системах. Однако черчение заключается не только в выполнении графических построений. Выполнение чер ...
Основные требования к использованию проектных технологий
1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения. 2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов; 3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятел ...