Для оценки болонского процесса в Украине, конечно, недостаточно мнения министров, политиков и ученых, а также знаний о том, что предполагает декларация и другие законодательные акты на ее основе. Одним из важных факторов, определяющих удачность реформ, является отношение к ним тех, кто непосредственно вовлечен в процесс образования, а то есть в первую очередь студентов и преподавателей.
Для того чтоб оценить отношение украинских студентов к нововведениям в систему образования, мною было проведено экспресс-исследование, на основе результатов которого можно сделать некоторые выводы о состоянии системы образования с точки зрения студентов.
Целью данного исследования было выяснить отношение студентов к реформированию образования и на основе удач и ошибок определить дальнейшие пути развития реформ.
Реформы системы образования Украины, ее интеграцию с другими европейскими странами в области образования и трудоустройства можно определить как предмет исследования, объектом же являются непосредственно отношение студентов к данным реформам.
В ходе исследования с помощью анкетирования было опрошено 23 студента академической группы №8 первого курса финансового факультета Харьковского Национального Экономического Университета. Все участники анкетирования являются студентами одной группы для уверенности в том, что уровень преподавания и общей проинформированности одинаков для всех опрошенных.
Проанализировав несколько статей периодики, а также данные Интернета, как одного из основных источников информации современного студента, мною было выдвинуто несколько гипотез о положении студентов в состоянии реформ в настоящее время.
Первое, на что стоит обратить внимание это низкий уровень проинформированности студентов об особенностях проведения реформ. Основная масса статей носит оценочный характер, однако достаточно сложно найти информацию о самой сущности болонского процесса и особенностях его введения в Украине. Предоставляемая информация дает возможность узнать отношение к реформам ученых, профессоров и политических деятелей, но не дает возможности построить собственное мнение на основе имеющихся данных. В ходе исследования гипотеза нашла свое подтверждение 74% опрошенных указывают на недостаточность информации. Основная масса опрошенных – 87% – узнали о болонской системе в учебном заведении, что говорит либо о незаинтересованности студентов, либо о недостаточности других источников информации. Одним из основных моментов болонской системы образования является система оценивания ECTS, которая активно внедряется в украинскую систему образования, однако 91% участников исследования подтверждают недостаточность своих знаний об этой системе, т.е. как минимум около 65% студентов практически не имеют информации о системе, по которой они учатся (см. Приложения Диаграмма 1.). Однако 61% указали на то, что имеют представление об особенностях болонской системы в Украине, 30% вообще не интересуются данной проблемой.
Следующая, выдвинутая мной гипотеза, заключается в сложностях перехода от предыдущей системы образования к болонской, в первую очередь это касается преподавателей, а также вытекающее отсюда несоответствие болонской системы западному образцу. Мнения участников исследования по данному вопросу разделились. 48% опрошенных подтвердили достаточность своего знания о предыдущей системе образования и ровно столько же проявили свою незаинтересованность. Такая же ситуация проявилась при сравнении обоих систем образования: 39% считают болонскую систему лучше предыдущей и 39% вообще не сравнивают. Интересно, что 56% из тех, кто указал на то, что болонская система лучше в предыдущем вопросе высказали свою незаинтересованность особенностями предыдущей. На несоответствие украинской болонской системы западной указали 91% респондентов, однако 78% подтвердили необходимость реформирования украинской системы образования в сторону болонского процесса. Также 61% респондентов положительно относятся к внедрению системы ECTS, несмотря на недостаточность своих знаний об ее особенностях. Сложности перехода от одной системы к другой также отражаются на ожиданиях студентов. 82% парней подтвердили, что уровень образования в ВУЗе вполне соответствует их ожиданиям, остальные не задумывались над этим. Девушки оказались более критичны, их мнения разделились четко пополам: 50% довольны уровнем получаемых знаний и ровно столько же указали на несоответствие уровня образования их ожиданиям. Одна из проблем перехода систем это иная градация высшего образования. Работодатели не считают степень бакалавра законченным высшим образованием и не готовы нанимать таких выпускников ВУЗов. Это отражается и на потребностях самих студентов: все 100% респондентов указали на намеренья продолжить образование после получения степени бакалавра.
Полезная информация:
Общая характеристика семейного досуга как сферы жизнедеятельности семьи
Испокон веков подавляющая часть человечества, уделом которой был тяжёлый, изнуряющий труд, жила мечтами об отдыхе, отождествляя его с праздностью. В наши дни о свободном, то есть свободном от обязательной деятельности, времени говорят все. О нём пишут в газетах и журналах, ведут передачи по радио и ...
Факторы роста педагогического
мастерства в процессе методической поддержки на примере учителя начальных
классов лицея №5 г. Губкин Л.В. Прасоловой
Педагогическое мастерство учителя оценивается учениками на протяжении всех лет обучения, но наиболее важен он в начальной школе, когда ребенок наиболее активно познает мир и окружающих его людей, когда в силу своих психологических возрастных особенностей он наиболее доверчив и восприимчив. В формир ...
Духовность как основа личности
До недавнего времени вера и знание, наука и религия воспринимались в нашем обществе как антагонистические по своей сути феномены. Однако "законы марксистско-ленинской логики" уходят в прошлое, уступая место вдумчивому философско-педагогическому анализу проблематики, затрагивающей корен ...