Контроль и самоконтроль знаний и умений младшего школьника

Образование и воспитание » Контроль и самоконтроль знаний и умений младшего школьника

Контролирование, оценивание знаний, умений учеников – это очень древние компоненты педагогической технологии. Возникнув на заре цивилизации, они сопровождают развитие школы. Тем не менее, по сей день, идут жаркие споры о смысле контролирования и оценивания.

Критиковал современные ему формы контроля К.Д. Ушинский. Характеризуя их недостатки, он подчеркивал, прежде всего, то, что существующие способы подавляют умственную деятельность учеников. Обычно учитель спрашивает одного или несколько учеников, а остальные в это время считают себя свободными от какой-либо деятельности. Они напрасно теряют время, волнуясь в ожидании. Естественно, в такой обстановке ученик не способен проявлять любознательность, инициативу.

Попытки, предпринимавшиеся в прошлом, ничего не дали. Обучение без контроля “радостная перспектива приобретения знаний”, а так же “заложенная самой природой стремление к знаниям” не являются действенными стимулами в учебной деятельности школьников.

Тем не менее, в авторитарной и гуманистической школе контроль имеет различное назначение и существенно отличается как общим подходом, так и конкретными способами.

Так как проблема контроля и самоконтроля не имела одинаковых позиций, то стала центром внимания у многих психологов и педагогов – практиков.

В психолого-педагогических исследованиях проблем развивающего обучения, выполненных В.В. Давыдовым, на которые мы ориентируемся в работе, действие контроля выделяется; как отдельный структурный компонент в учебной деятельности, в силу своей значительности при освоении этой деятельности. В.В. Давыдов и Д.Б. Эльконин считают, что превращение учащегося в подлинного субъекта учебной деятельности связано с овладением им действиями контроля и самоконтроля, с умением осуществлять их самостоятельно, без помощи и вмешательства учителя.

В.В. Давыдов считает, что если при выполнении заданий школьники допускают ошибки, то это свидетельствует либо о неполноте освоенных ими учебных действий, а именно действий, связанных с контролем и оценкой, либо о слабой отработке этих действий.

Проблемой контроля и самоконтроля занималась психолог З.И. Калмыкова, она утверждает, что необходимость контроля и самоконтроля в учебной деятельности создаёт благоприятные условия для формирования у младших школьников способности к планированию и выполнению действий про себя во внутреннем плане, а так же к произвольной их регуляции.

Психолог П.Я. Гальперин доказал, что “не всякий контроль есть внимание, но всякое внимание означает контроль”, а поэтому “чтобы сформировать внимание, мы должны наряду с основной деятельностью, дать задание проверить её, указать для этого критерий и приёмы, общий путь и последовательность.

Рассматривал данную проблему С.Г. Матвелов, который считает, что самоконтроль является составной частью любого вида деятельности человека и направлен на предупреждение или обнаружение уже совершённых ошибок, мы так же придерживаемся этой точки зрения в работе; С.М. Чуканцев, предложивший систематизировать работу по самоконтролю учебной деятельности; а так же Г.С. Никифоров, Г.А. Морр, П.М. Эрдниев.

Несмотря на большой педагогический опыт исследования, проблема организации контроля и самоконтроля остаётся весьма актуальной.

И хотя в настоящее время в начальной школе усилилось внимание к гуманизации процесса обучения, и эти изменения отразились на целях, содержании, методах обучения. Пожалуй, только один компонент методической системы начального образования не подвергается существенным изменениям – речь идёт о контроле и оценке в начальной школе.

Попытки изменить подходы к процессу контролирования в начальных классах предпринимаются. Например, принятая в ноябре 1998 года методическое письмо Министерства образования РФ “Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе, разработана с учётом современных требований к деятельности учителя начальных классов по контролю и оценке результатов обучения. Методическое письмо реализует принципы гуманизации и индивидуализации обучения.

Но, по нашему мнению, и в методическом письме, и в учебных пособиях по педагогике и методики математики уделяется незначительное внимание такой важной форме контроля, как самоконтроль.

А ведь в последнее время проблема самоконтроля всё больше становится предметом психологических и педагогических исследований.

Актуальность проблемы обучения самоконтролю заключается в практическом не использовании формирования у школьников навыка самоконтроля. В связи с этим учащиеся не всегда умеют предупреждать и находить уже допущенные ошибки в своей работе.

Актуальность проблемы обучения самоконтролю состоит и в слабой материальной базе, так как задания полностью направленные на усвоение сущности приёмов самоконтроля, учителю большей частью приходится составлять самому. Число заданий с установкой на самоконтроль составляет (по данным некоторых исследований) 2% от общего числа заданий, имеющихся в учебниках и учебных пособиях по математике в начальных классах.

Необходимо систематизировать работу по организации контроля и самоконтроля.

Большинство школьников считают проверку знаний исключительно обязанностью учителя (дома – родителей) и не привыкают проверять себя, не умеют или не хотят этого делать. Необходимо учить детей осуществлять контроль, добиваться понимания необходимости проверки своей работы.

Проведённое анкетирование показало, что учителя нуждаются в заданиях по организации самоконтроля, в разнообразных формах этой работы.

Цель нашей работы мы определяем следующим образом: выявление условий для успешной организации контроля и самоконтроля.

Объектом исследования является учебно-познавательная деятельность младшего школьника.

Предметом исследования - контроль и самоконтроль знаний и умений.

Исходя их объекта, предмета и цели исследования вытекают следующие задачи исследования:

изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по данной проблеме;

определить содержание базовых понятий работы (контроль, самоконтроль, оценка, проверка, формы контроля) в доступных педагогических трудах;

разработать и апробировать комплекс уроков математики, в ходе которых выработать умение контролировать свою деятельность у младших школьников;

определить влияние использованных форм работы на формирование самоконтроля у учащихся.

Гипотеза исследования: если учитель систематически проводит работу по формированию навыков самоконтроля на всех этапах урока, то количество ошибок, допущенных в работе, значительно уменьшается.

В работе использовались следующие методы исследования:

изучение и теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы;

целенаправленное наблюдение за процессом формирования самоконтроля младших школьников;

опросные методы (анкетирование, беседа);

педагогический эксперимент;

количественная отработка полученных результатов.

Опытно-экспериментальную базу исследования составил 3”Б” класс школы-интерната №1 г. Пскова.

Полезная информация:

Особенности звукопроизношения у дошкольников с минимальными дизартрическими расстройствами
Нарушения звукопроизношения при минимальных дизартрических расстройствах имеют свой специфический механизм. Выраженные нарушения звукопроизношения при минимальных дизартрических расстройствах с трудом поддаются коррекции и отрицательно влияют на формирование фонематической и лексико-грамматической ...

Принципы педагогики
Уже многие годы проходят международные семинары по гуманной педагогике «Без сердца что поймём?» Не наша вина, а беда, что педагог не обращается к сердцу. Часто возражают: «Если детей любить в школе, то, как такие дети будут потом жить в обществе?» На это можно ответить: «С совестью вообще жить труд ...

Государственные образовательные стандарты высшего и послевузовского профессионального образования и образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования
1. Государственные образовательные стандарты высшего и послевузовского профессионального образования предназначены для обеспечения: 1) качества высшего и послевузовского профессионального образования; 2) единства образовательного пространства Российской Федерации; 3) основы для объективной оценки д ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru