Признаки научного наблюдения и его виды

Страница 1

Научное наблюдение отличается от наивного включением теоретической базы и определенных методических правил.

Принцип целенаправленности требует, чтобы наблюдение служило определенной цели и не шло на поводу, подобно наивному наблюдению, у меняющихся раздражителей. Тот, кто собирается провозить научное наблюдение, должен вначале выдвинуть несколько гипотез, которые он будет проверять в процессе наблюдения. Если, к примеру, выдвинута гипотеза, согласно которой учащиеся, привыкшие к фронтальным занятиям, с трудом привыкают к групповым занятиям в форме деловых контактов "ученик — ученик", то в таком случае при наблюдении необходимо различать, по меньшей мере, деловые и неделовые контакты, контакты между учениками, а также контакты между учениками и учителем. На предварительном этапе следовало бы выяснить, достаточно ли этих категорий и к какой из них относятся формы поведения, действительно имевшие место на занятиях. Чем глубже наши теоретические знания о предмете исследования, тем целенаправленнее нужно вести наблюдение и тем точнее можно классифицировать надлежащий наблюдению фактический материал. От этого принципа нас не освобождают даже такие современные технические средства, как магнитофон и видеомагнитофон. Они только фиксируют события, и то не без потерь, и обрабатывать а интерпретировать данные должны люди.

Принцип константности требует, чтобы мы не довольствовались поверхностными впечатлениями, как при беглом осмотре, и не переоценивали значения случайных, кратковременных явлений. С этой целью вводятся следующие методические гарантии: тот, кто проводит наблюдение, знает, что он должен наблюдать. Он повторяет наблюдение в сопоставимых ситуациях, или несколько наблюдателей следят за одной и той же ситуацией. Если одну и ту же ситуацию наблюдают несколько человек (непосредственно или с помощью видео), то можно высчитать, насколько совпадают между собой их наблюдения. Если наблюдения повторяются достаточно часто, то можно сделать выводы о константности феноменов. О методах, с помощью которых проводятся расчеты, будет сказано позднее; Здесь же необходимо подчеркнуть, что принцип константности должен оцениваться иначе, если наблюдению подлежат ситуативные воздействия на поведение.

Принцип контроля, выходящий за рамки повторения наблюдений и совпадений наблюдений нескольких наблюдателей, требует, чтобы выводы, которые мы делаем на основании наших наблюдений над определенными группами лиц, проверялись в ходе контрольных наблюдений в других группах. Это необходимо для того, чтобы установить, не являются ли полученные результаты специфическими лишь для одной этой группы испытуемых. Тот, кто наблюдал технику обратной связи на занятиях в гимназии, должен провести наблюдения за соответствующим поведением и в других школах, прежде чем делать выводы, позволяющие считать средства обратной связи типичными для данной гимназии.

Научное наблюдение требует выяснения следующих моментов:

1. На какой вопрос должно дать ответ наблюдение?

2. В каких условиях должно проводиться наблюдение?

3. Описано ли (распределено ли по категориям) подлежащее наблюдению поведение таким образом, чтобы с помощью этих категорий можно было дать ответ на поставленный вопрос?

(Проблема валидности.)

4. Соответствует ли описание (категоризация) фактическому поведению? Можно ли работать с данными категориями? (Проблема практикабельности.)

5. Существует ли единство между различными наблюдающими при записи одного и того же поведения в соответствии с данными категориями? (Проблема объективности)

6. Пользуется ли один и тот же наблюдатель при повторном наблюдении теми же категориями? (Проблема надежности). Строго говоря, это можно проверить только с помощью видеозаписей. В противном случае можно рассчитывать на сопоставимую маркировку сопоставимого поведения.)

7. Возможно ли повторное наблюдение данного поведения в сопоставимых ситуациях? (Константность поведения.)

Научное наблюдение имеет несколько подформ, которым мы дадим краткую характеристику, противопоставляя их друг другу:

- нестандартизованное и стандартизованное наблюдение,

- включенное и невключенное наблюдение, а также

- анекдотическое и систематическое наблюдение.

Нестандартизованное наблюдение нельзя смешивать с наивным наблюдением. Постановка вопроса при нестандартнзованном наблюдении, правда, достаточно широка, но она присутствует. Например, при наблюдении за одной терапевтической группой не требуется наблюдать за вербальными взаимодействиями и их участниками, но вхождение в ситуацию наблюдения начинается с вопросов: какие взаимодействия должны наблюдаться и с какой частотностью они возникают? Кроме того, ведущий наблюдение следует всем методическим правилам, призванным исключить воздействие заблуждений и ложных установок, и тщательно ведет протокол. К нестандартизованному наблюдению прибегают чаще всего на начальном этапе исследовательской работы, когда необходимо сориентироваться в том, с какими феноменами предстоит иметь дело, Только после этого вводятся детально разработанные схемы наблюдения, устанавливающие подлежащий наблюдению материал, образцы поведения, масштабы действий, а также способ регистрации в форме стандартизованного наблюдения. Стандартизованное наблюдение облегчает сопоставимость и квантификацию информации, но, конечно, сужает поле наблюдения. В таком случае при наблюдении за игрой в детском саду уже не следят за тем, возникает ли игровой контакт между детьми, каким образом и как часто это происходит, а обращают внимание лишь на то, как часто попытки установить контакт во время игры исходят от детей, не пользующихся особой любовью в группе. Учителя и воспитатели могут пользоваться стандартизованной формой наблюдения почти исключительно в тех случаях, когда они посещают уроки коллег или просматривают видеозапись собственного занятия. Впрочем, собственная педагогическая деятельность не оставляет им времени для детальной разработки схемы действий. Они будут довольствоваться нестандартизованной формой наблюдения.

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Средства трудового воспитания
Средства трудового воспитания детей дошкольного возраста должны обеспечивать формирование достаточно полных представлений о содержании труда взрослых, о труженике, его отношении к делу, о важности труда в жизни общества; помощь в обучении детей доступных им трудовым умениям и организацию разных вид ...

Активизация словаря младшего школьника
О необходимости развивать речь ребенка, воспитывать у него любовь к родному языку говорили лучшие педагоги и методисты. К.Д. Ушинский ратовал за развитие «дара слова», подчеркивая его значение для форми­рования мыслительной деятельности ребенка и для дальнейшего обучения. «Дитя, которое не привыкло ...

Роль и место параметрических уравнений и неравенств в формировании исследовательских умений учащихся
Несмотря на то, что программа по математике средней общеобразовательной школы не упоминает в явном виде о задачах с параметрами, было бы ошибкой утверждать, что вопрос о решении задач с параметрами никоим образом не затрагивается в рамках школьного курса математики. Достаточно вспомнить школьные ур ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru