Таким образом, результаты контрольного эксперимента подтвердили эффективность использования сюжетно-дидактических игр в формировании количественных представлений у детей средней группы.
Заключение
Выполнение детьми дошкольного возраста различных операций с предметными множествами позволяет в дальнейшем развить у малышей понимание количественных отношений и сформировать понятие о натуральном числе. Умение выделять качественные признаки предметов и объединять предметы в группу на основе одного общего для всех их признака – важное условие перехода от качественных наблюдений к количественным.
Для понимания независимости количества предметов от их несущественных свойств необходимо осмысление детьми противоречий между внешними признаками предметов, познаваемыми визуально, и числовыми, познаваемыми на основе счета. По мнению Ж. Пиаже, это выражается в усвоении идеи числа таким образом, что число объектов в группе «сохраняется» независимо от того, как их растасовать или расположить.
В работах психологов и математиков-методистов выявлена также зависимость воспроизведения детьми количества (адекватность, неадекватность) от способа расположения предметов в пространстве: линейного и в виде числовой фигуры.
Для того чтобы занятия дали ожидаемый эффект, их надо правильно организовать. Новые знания даются детям постепенно, с учетом того, что они уже знают и умеют делать. Определяя объем работы, важно не допустить недооценки или переоценки возможностей детей, так как и то и другое неизбежно привело бы к бездействию их на занятии.
Диагностика сформированности количественных представлений в констатирующем эксперименте показала, что дети испытывают значительные трудности в таких задачах, как:
счёт наизусть;
счёт предметов;
определение порядкового места предмета;
различение и название цифр.
Было подобрано 5 сюжетно-дидактических игр по формированию количественных представлений у детей средней группы на основе программы «Детство».
В результате использования сюжетно-дидактических игр удалось сформировать у детей представления о счете наизусть, о порядковом счете, о счете предметов, различение и название цифр, умение измерять сыпучие вещества с помощью условной мерки, умение измерять жидкие вещества с помощью условной мерки.
Во время проведения опытно-экспериментальной работы возникли трудности в работе при формировании у детей умения определять порядковое место предмета, различать и называть цифры.
По некоторым программным задачам дети находились на уровне программы 2 младшей группы, и в процессе проведения сюжетно-дидактических игр трудно было перестраиваться на другой, более низкий уровень, если дети не понимали смысл вопроса. Это убеждает в том, насколько важно учитывать возраст детей.
Исходя из результата проведенного педагогического эксперимента, сделан вывод, что сюжетно-дидактические игры могут быть эффективными в том случае, если:
сюжетно-дидактические игры интересны детям дошкольного возраста и имеют существенное значение в математическом развитии детей, в частности в формировании количественных представлений;
будет оснащена предметно-развивающая среда и соответствующие атрибуты;
будет проводиться работа с воспитателями, родителями;
работа по формированию у детей количественных представлений будет проводиться не только фронтально, но и с подгруппой детей и индивидуально;
будет последовательная, систематическая работа по формированию количественных представлений, не только на занятиях, но и вне занятий;
Протокол проведения диагностики сформированости количественных представлений у детей средней группы. Наглядный материал (констатирующий эксперимент)
№ |
И.Ф. ребёнка |
Время |
1 задание. |
1 |
Кирилл А |
17.40 -17.42 |
Справился с заданием, но с помощью наводящих вопросов. |
2 |
Настя Д. |
16.15-16.17 |
Справился с заданием, но с помощью наводящих вопросов. |
3 |
Кирилл Е. |
16.25-16.28 |
Затруднялся выполнить задание даже при наводящих вопросах. |
4 |
Галя К. |
15.45-15.46 |
Справился с заданием быстро и правильно. |
5 |
Даша К. |
18.20-18.23 |
Справился с заданием быстро и правильно. |
6 |
Надя К. |
17.45-17.47 |
Справился с заданием, но с помощью наводящих вопросов. |
7 |
Стёпа К. |
16.50-16.53 |
Справился с заданием, но с помощью наводящих вопросов. |
8 |
Вадим Л. |
18.18-18.19 |
Справился с заданием быстро и правильно. |
9 |
Стас М. |
18.15-18.17 |
Справился с заданием, но с помощью наводящих вопросов. |
10 |
Саша М. |
16.30-16.35 |
Справился с заданием быстро и правильно. |
11 |
Андрей Н. |
17.15-17.19 |
Затруднялся выполнить задание даже при наводящих вопросах. |
12 |
Олег О. |
18.10-18.12 |
Справился с заданием, но с помощью наводящих вопросов. |
13 |
Максим П. |
17.35-17.36 |
Справился с заданием быстро и правильно. |
14 |
Рома П. |
18.04-18.06 |
Справился с заданием, но с помощью наводящих вопросов. |
15 |
Ваня П. |
18.00-18.01 |
Справился с заданием быстро и правильно. |
16 |
Миша П. |
16.05-16.09 |
Затруднялся выполнить задание даже при наводящих вопросах. |
17 |
Ваня С. |
17.50-17.53 |
Справился с заданием быстро и правильно. |
18 |
Саша С. |
16.40-16.43 |
Справился с заданием быстро и правильно. |
19 |
Федя Ф. |
17.25-17.26 |
Справился с заданием, но с помощью наводящих вопросов. |
20 |
Карина Ч. |
15.48-15.49 |
Справился с заданием быстро и правильно. |
Полезная информация:
Особенности подготовки кадров для профильного обучения в системе
непрерывного педагогического образования
Кадровое обеспечение в системе образования представляет собой управление кадровыми ресурсами, нацеленное на повышение профессионализма педагогических работников и, в конечном счёте, – на повышение педагогической и социальной эффективности образования. Проблема кадрового обеспечения любой отрасли, л ...
СПК как критерий определения качества начального профессионального
образования
В настоящее время тенденции развития экономики страны существенно влияют на процесс формирования и модернизации системы начального профессионального образования, а так же ставят перед учебными заведениями новую задачу – готовить специалистов в соответствии с запросами работодателей в компетенциях ( ...
Элементы модульной технологии при обучении
математике учащихся 6-го класса
Общий комментарий к проводимому эксперименту Исходные условия экспериментального внедрения элементов модульной технологии в 6-ом классе СШ № 3 г. Добруша Экспериментальная часть. Экспериментальную часть я разделила на 3 этапа: Первый – диагностирующий. Второй – контролирующий. Третий – итоговый. Ди ...