Воспитатели проводят сюжетно-дидактические игры 2 раза в неделю вечером с небольшими группами детей (иногда со всеми детьми). Самостоятельно в них дети играют, но редко. Исходя из беседы, мы сделали вывод, что педагоги уделят мало внимания исследуемой нами проблеме.
Следующим методом констатирующего эксперимента был анализ предметно-развивающей среды. Целью данного метода явилось выявление условий, созданных в группах по формированию количественных представлений у дошкольников. Он показал, что в группах есть уголок занимательной математики, где дети свободно могут самостоятельно или с помощью воспитателя закрепить полученные на занятиях знания, умения и навыки.
Анализ предметно-развивающей среды показал, что в средней группе имеются сюжетно-дидактические игры и пособия в доступном для детей месте. По изучаемой нами проблеме мы нашли такие сюжетно-дидактические игры, как «Магазин», «Салон красоты», «Семья», «Больница», атрибутов для игр недостаточно. В уголке занимательной математики имеются счётные палочки, карточки с цифрами, предметные карточки, иллюстрации с изображением разного количества предметов, счёты, математическое лото, циферблат с движущейся стрелкой.
В методическом кабинете детского сада мы обнаружили разнообразный природный материал (шишки, камешки и др.), мелкий раздаточный материал (матрёшки, бабочки, грибочки и др.).
Таким образом, по исследуемой нами проблеме, мы не нашли достаточное количество сюжетно-дидактических игр и атрибутов к ним.
Следующим методом констатирующего эксперимента было наблюдение и анализ проведения с детьми сюжетно-дидактической игры воспитателем. Перед собой мы поставили цель: выявить, какие задачи воспитатель решает с детьми в сюжетно-дидактической игре, какие приёмы использует при её проведении, умеют ли дети использовать полученные знания по математике в игровой деятельности, как относятся к данной форме работы с ними. 6 ноября мы посмотрели сюжетно-дидактическую игру «Магазин». Перед собой воспитатель ставила следующие задачи: упражнять в пересчитывании и отсчитывании предметов, их условных изображений (палочек, кружочков) в пределах 10. Развитие интереса и уважения к профессии продавца. Знакомство с правилами поведения в магазине. В проведении игры мы отметили следующие приёмы: предложение поиграть в игру «Магазин», объяснение правил игры, распределение ролей, использование числовых карточек, пример воспитателя, вопросы детям, обоснование ответа, рассказывание друг другу, взаимоконтроль и др. Дети были организованы. Активно взаимодействовали, играли вместе, дружно. (Протокол наблюдения сюжетно-дидактической игры «Магазин» смотри в приложении №6).
Исходя из наблюдения, мы сделали вывод, что педагог использовал методы и приемы для вовлечения детей в игру, он направлял развитие сюжета и выполнение счетных действий, развивал умение применять эти знания в игре. Дети с удовольствием играли.
Таким образом, констатирующий эксперимент показал, что детьми недостаточно хорошо усвоены задачи из раздела «Количество и счёт». Поэтому в формирующем эксперименте нам необходимо больше внимания уделить таким задачам, как: счёт наизусть, счёт предметов, определение порядкового места предмета, различение и название цифр. В экспериментальной средней группе создана предметно-развивающая среда. Беседа с воспитателем показывает, что работе по исследуемой нами проблеме уделяется мало внимания, календарном плане воспитательно-образовательной работы, мы не смогли увидеть четкую систему и последовательность работы по формированию количественных представлений в группе. Анализ проведения сюжетно-дидактической игры показывает, что воспитатель владеет методикой формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста.
В эксперименте участвовали дети экспериментальной группы (20 детей).
Перед выполнением формирующего эксперимента была поставлена цель: сформировать количественные представления детей средней группы средствами дидактической игры.
Задачи формирующего эксперимента:
Подбор дидактических игр по формированию количественных представлений у детей средней группы.
Изготовление наглядного материала к дидактическим играм.
Проведение сюжетно- дидактических игр детьми и их анализ.
Всего было подобрано 5 сюжетно-дидактических игр: «Магазин», «Зоопарк», «Подготовка к открытию детского сада», «Бензозаправочная станция», «Цирк». В их подборе нам помогли такие пособия: Организация сюжетной игры в детском саду; Математика – это интересно; И учеба и игра: математика; Сюжетно- дидактические игры с математическим содержанием.
Полезная информация:
Развитие внимания и способы поддержания его устойчивости
Внимание — это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо предмете, явлении, действии. Главная особенность внимания состоит в том, что оно не существует вне какого-либо действия, само по себе. Лишь выполняя перцептивные, умственные или двигательные (в том числе и различные комбиниров ...
Виды наглядных пособий
Применяются следующие виды наглядных пособий: демонстрация различных реальных предметов; показ изделий и макетов; изображение предметов, процессов и зарисовка на доске; условие изображения. Проекционные экраны. Для качественного воспроизведения изображений при проецировании необходимо использовать ...
Проект Закона «Об образовании». Глава 13. Среднее профессиональное
образование
Статья 107.Среднее профессиональное образование 1. Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной де ...