Подбор сюжетно-дидактических игр осуществлялся на основе результатов диагностики детей в констатирующем эксперименте. Так, результаты диагностики показали, что у дутей этой группы недостаточно сформированы: устный счет, умение пользоваться количественным счетом, определение порядкового места предмета, умение различать цифры. При подборе игр мы учитывали, какие математические задачи мы решим в той или другой игре. Поэтому для закрепления навыков устного счета мы подобрали игру «Магазин». На формирование у детей навыков количественного счета, различие и название цифр была подобрана игра «Зоопарк». На формирование у детей навыков количественного счета была подобрана еще одна игра «Детский сад». Для упражнения детей в различии и названии цифр мы подобрали игру «Бензозаправочная станция». Для закрепления знаний о счете (порядковый счет, количественный счет), различие и название цифр, мы подобрали игру «Цирк». Упражнение в количественном счете детям предлагались во всех вышеназванных играх.
Существенное значение для организации и проведения сюжетно-дидактических игр имеет подготовка игрового материала. Мы заранее продумали, какой материал нужен для реализации задуманного содержания и привлекали детей и родителей к его изготовлению. Участие ребёнка в создании нужных для игры атрибутов заставляет его задуматься над содержанием ролей, определить, какую из них он хотел бы выполнить, проявить выдумку, творчество, терпение. С помощью родителей оформляли красивые витрины, полочки для товара, кассу, сделали бензоколонку с кнопками и шлангом, руль, сшили белые фартучки, косынки, кепки. В играх широко использовался разнообразный дидактический материал и подбирали его таким образом, чтобы облегчить ребёнку переход от применения более конкретных его форм к более абстрактным. Использовались вначале реальные предметы, затем их заменители (например, в игре «Магазин» на чеках рисуют 3 палочки или кружка, обозначающих 3 яблока, и т. д.), потом числовые фигуры и, наконец, карточки с цифрами.
В сюжетно-дидактической игре одновременно были заняты от 6-8 до 12-14 детей. Игры проводились в основном в вечернее время, когда дети были более свободны от фронтальных занятий.
Условия сюжетно-дидактической игры позволили нам на первых порах быть её непосредственными участниками и через роль включить в неё счёт и измерение, мы контролировали правильность решения задач, оказывали своевременную помощь, индивидуализировали задания с учетом возможностей, знаний и опыта каждого ребенка, поощряли инициативу и самостоятельность, поддерживали радость успеха. А успех ребенка укрепляет его веру в свои силы, дает толчок к развитию интереса к обучению.
В нашей работе мы столкнулись с трудностями, некоторые дети, выполняя роли, связанные со счётом, действовали привычным для них способом, т. е. без счёта. Например, покупая товар, они не указывали его количество (игра в «Магазин»), расставляли стульчики, не определив, сколько кукол (игра в «Детский сад»), и т. д.
В ходе развертывания игры мы обнаружили различия в умении детей играть и входить в коллектив играющих сверстников. Одни дети оказались активными в выборе игры, в развитии её сюжета, отличались общительностью, умением организовывать игру и заинтересовывать ею товарищей, другие - застенчивы, робки. Были дети, которые или совсем не принимали участие в коллективной игре, или включались в неё на короткое время, предпочитая индивидуальные игры. У таких детей мы вызывали интерес к коллективной игре, желание играть сообща и развивали их игровую активность. Так, чтобы помочь Кириллу войти в коллектив играющих, дать возможность почувствовать себя причастным к игре, мы привлекали его к изготовлению новых, обогащающих сюжет, атрибутов и беседовали с ним о том, как бы он выполнил ту или иную роль в данной игре.
По мере овладения счетом и измерением менялось содержание игр, характер их протекания. Ведущие роли начинали выполнять сами дети. Критерием выбора на ведущую роль нередко становилось умение сверстников выполнять счетные и измерительные действия.
Действия счета и измерения становились предметом обсуждения, выяснения причин возникших ошибок, обмена мнениями. Смена ролей и создание различных игровых ситуаций обеспечивало действия всех участников игры с реальными предметами или их изображениями в различных игровых ситуациях: предметы вначале находились непосредственно перед ребенком, и он практически действовал с ними, а затем их удаляли на значительное расстояние. Это способствовало постепенному переходу детей от счета непосредственно воспринимаемых предметов к счету в уме.
Полезная информация:
Социально – педагогическая программа формирования социально-профессиональной
компетенции в учреждениях начального профессионального образования
Нами была разработана и апробирована социально – педагогическая программа формирования социально – профессиональной компетенции у студентов учреждений начального профессионального образования. Сроки реализации программы: программа рассчитана на реализацию втечение двух - четырех месяцев. Формы реал ...
Утомление при физической и умственной работе.
Восстановление
Любая мышечная деятельность, занятия физическими упражнениями, спортом повышают активность обменных процессов, тренируют и поддерживают на высоком уровне механизмы, осуществляющие в организме обмен веществ и энергии, что положительным образом сказывается на умственной и физической работоспособности ...
Оборудование для лепки
К оборудованию для лепки относятся каркасы. В работе с дошкольниками это обыкновенные палочки разной длины и толщины. Использование каркаса помогает совершеннее изображать ноги животных, делать фигуры, выполненные на каркасах, часто делают трещины, поэтому, как только работа подсохнет, каркас лучше ...