Нужно отметить, что в сюжетно-дидактических играх дети непринужденно закрепляли умение считать в пределах 10, учились навыкам количественного счета, учились определять порядковое место предмета, пользуясь порядковым счетом, учились различать и называть цифры.
Самостоятельное творческое применение математических знаний свидетельствует о прочном усвоении детьми программного материала. Развитие сюжета и активность детей в игре при выполнении счетно-измерительных действий не возникало стихийно. Мы являлись участниками игры, направляли и обогащали сюжет и содержание, используя разнообразные методы и приемы это приводило к тому, что сюжетно-дидактические игры перерастали в сюжетно-ролевые. Например, игра «Зоопарк» становилась для детей увлекательной коллективной деятельностью. Часто они начинали ее по собственной инициативе. Мы поддерживали эту игру и помогали играющим развивать ее содержание. Появлялись новые роли. Дети совмещали игры, например, «Зоопарк» с «Бензозаправочной станцией». В одну и ту же игру ребята могли играть на протяжении 5 дней.
Я сделала вывод, что детям нравятся сюжетно-дидактические игры, и они с удовольствием уделяли бы им больше внимания в самостоятельной деятельности, если бы имели такую возможность. Для этого мы с детьми специально оформили уголки, и в процессе формирующего эксперимента дети могли в любое время поиграть в сюжетно-дидактические игры.
Из результатов формирующего эксперимента мы сделали вывод, что сюжетно-дидактическая игра является эффективным средством формирования количественных представлений. Но игры должны проводиться не от случая к случаю, а должна быть последовательная, систематическая работа по формированию количественных представлений, не только на занятиях, но и вне занятий.
Третьим этапом опытно-экспериментальной работы было проведение констатирующего эксперимента.
Целью констатирующего эксперимента явилось выявление эффективности использования сюжетно-дидактических игр в формировании количественных представлений у детей средней группы.
Задачи констатирующего эксперимента:
Диагностика сформированости количественных представлений у детей средней группы.
Анализ результатов диагностики сформированости количественных представлений у детей средней группы в контрольном эксперименте.
Сравнительный анализ результатов диагностики сформированости количественных представлений у детей средней группы констатирующего и контрольного экспериментов.
Для проведения диагностики сформированости количественных представлений у детей средней группы нами были использованы те же задания, что и в констатирующем эксперименте, но с применением другого наглядного материала. Ответы детей мы внесли в протоколы.
В контрольном эксперименте участвовало 20 детей. Ответы детей оценивались так же, как и в констатирующем эксперименте, по трехбальной системе. Результаты диагностики мы отразили в таблице (см. таблицу №3)
Таблица 3.
Результаты диагностики сформированости количественных представлений у детей экспериментальной группы в контрольном эксперименте
№ № |
Номер задания. И.Ф. .ребёнка |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Общее кол-во баллов |
Средний балл |
Уровень развития |
1 |
Кирилл А. |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
1 |
13 |
2.1 |
Средний |
2 |
Настя Д. |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
13 |
2.1 |
Средний |
3 |
Кирилл Е. |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
13 |
2.1 |
Средний |
4 |
Галя К. |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
16 |
2.6 |
Высокий |
5 |
Даша К. |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
17 |
2.8 |
Высокий |
6 |
Надя К. |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
15 |
2.5 |
Высокий |
7 |
Стёпа К. |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
13 |
2.1 |
Средний |
8 |
Вадим Л. |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
16 |
2.6 |
Высокий |
9 |
Стас М. |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
11 |
1.8 |
Средний |
10 |
Саша М. |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
16 |
2.6 |
Высокий |
11 |
Андрей Н. |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
10 |
1.6 |
Средний |
12 |
Олег О. |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
15 |
2.5 |
Высокий |
13 |
Максим П. |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
3 |
15 |
2.5 |
Высокий |
14 |
Рома П. |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
13 |
2.1 |
Средний |
15 |
Ваня П. |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
1 |
13 |
2.1 |
Средний |
16 |
Миша П. |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
14 |
2.3 |
Высокий |
17 |
Ваня С. |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
13 |
2.1 |
Средний |
18 |
Саша С. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
18 |
3 |
Высокий |
19 |
Федя Ф. |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
11 |
1.8 |
Средний |
20 |
Карина Ч. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
17 |
2.8 |
Высокий |
Процент усвоения задач. |
83 |
80 |
87 |
87 |
70 |
67 |
Полезная информация:
Теоретический обзор проблемы развития творческого воображения
Под воображением понимают познавательный психический процесс создания новых образов путем переработки материалов восприятия и представления, полученных в прошлом опыте. Воображение присуще только человеку. Оно позволяет представить результат труда, рисования и конструирования или любой другой деяте ...
Подготовка педагога дополнительного образования к владению воспитательными
технологиями развития социальной активности
В ходе опытно-экспериментальной работы нами было апробировано следующее педагогическое средство воспитания социальной активности детей в учреждении дополнительного образования «Центр эстетического воспитания детей» - развитие подготовленности педагога дополнительного образования к владению воспитат ...
Диагностика задержки психического развития
Родители большей частью обращаются к врачу или психологу, когда детям исполняется 7-9 лет, с проблемами школьной неуспеваемости и дезадаптации, с обострением прежних или возникновением новых нервно-психических расстройств. Однако диагностика ЗПР и выявление детей «группы риска» возможны гораздо ран ...