Нужно отметить, что в сюжетно-дидактических играх дети непринужденно закрепляли умение считать в пределах 10, учились навыкам количественного счета, учились определять порядковое место предмета, пользуясь порядковым счетом, учились различать и называть цифры.
Самостоятельное творческое применение математических знаний свидетельствует о прочном усвоении детьми программного материала. Развитие сюжета и активность детей в игре при выполнении счетно-измерительных действий не возникало стихийно. Мы являлись участниками игры, направляли и обогащали сюжет и содержание, используя разнообразные методы и приемы это приводило к тому, что сюжетно-дидактические игры перерастали в сюжетно-ролевые. Например, игра «Зоопарк» становилась для детей увлекательной коллективной деятельностью. Часто они начинали ее по собственной инициативе. Мы поддерживали эту игру и помогали играющим развивать ее содержание. Появлялись новые роли. Дети совмещали игры, например, «Зоопарк» с «Бензозаправочной станцией». В одну и ту же игру ребята могли играть на протяжении 5 дней.
Я сделала вывод, что детям нравятся сюжетно-дидактические игры, и они с удовольствием уделяли бы им больше внимания в самостоятельной деятельности, если бы имели такую возможность. Для этого мы с детьми специально оформили уголки, и в процессе формирующего эксперимента дети могли в любое время поиграть в сюжетно-дидактические игры.
Из результатов формирующего эксперимента мы сделали вывод, что сюжетно-дидактическая игра является эффективным средством формирования количественных представлений. Но игры должны проводиться не от случая к случаю, а должна быть последовательная, систематическая работа по формированию количественных представлений, не только на занятиях, но и вне занятий.
Третьим этапом опытно-экспериментальной работы было проведение констатирующего эксперимента.
Целью констатирующего эксперимента явилось выявление эффективности использования сюжетно-дидактических игр в формировании количественных представлений у детей средней группы.
Задачи констатирующего эксперимента:
Диагностика сформированости количественных представлений у детей средней группы.
Анализ результатов диагностики сформированости количественных представлений у детей средней группы в контрольном эксперименте.
Сравнительный анализ результатов диагностики сформированости количественных представлений у детей средней группы констатирующего и контрольного экспериментов.
Для проведения диагностики сформированости количественных представлений у детей средней группы нами были использованы те же задания, что и в констатирующем эксперименте, но с применением другого наглядного материала. Ответы детей мы внесли в протоколы.
В контрольном эксперименте участвовало 20 детей. Ответы детей оценивались так же, как и в констатирующем эксперименте, по трехбальной системе. Результаты диагностики мы отразили в таблице (см. таблицу №3)
Таблица 3.
Результаты диагностики сформированости количественных представлений у детей экспериментальной группы в контрольном эксперименте
№ № |
Номер задания. И.Ф. .ребёнка |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Общее кол-во баллов |
Средний балл |
Уровень развития |
1 |
Кирилл А. |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
1 |
13 |
2.1 |
Средний |
2 |
Настя Д. |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
13 |
2.1 |
Средний |
3 |
Кирилл Е. |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
13 |
2.1 |
Средний |
4 |
Галя К. |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
16 |
2.6 |
Высокий |
5 |
Даша К. |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
17 |
2.8 |
Высокий |
6 |
Надя К. |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
15 |
2.5 |
Высокий |
7 |
Стёпа К. |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
13 |
2.1 |
Средний |
8 |
Вадим Л. |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
16 |
2.6 |
Высокий |
9 |
Стас М. |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
11 |
1.8 |
Средний |
10 |
Саша М. |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
16 |
2.6 |
Высокий |
11 |
Андрей Н. |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
10 |
1.6 |
Средний |
12 |
Олег О. |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
15 |
2.5 |
Высокий |
13 |
Максим П. |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
3 |
15 |
2.5 |
Высокий |
14 |
Рома П. |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
13 |
2.1 |
Средний |
15 |
Ваня П. |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
1 |
13 |
2.1 |
Средний |
16 |
Миша П. |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
14 |
2.3 |
Высокий |
17 |
Ваня С. |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
13 |
2.1 |
Средний |
18 |
Саша С. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
18 |
3 |
Высокий |
19 |
Федя Ф. |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
11 |
1.8 |
Средний |
20 |
Карина Ч. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
17 |
2.8 |
Высокий |
Процент усвоения задач. |
83 |
80 |
87 |
87 |
70 |
67 |
Полезная информация:
Использование проектной деятельности на уроках технологии
Цели новой образовательной области «Технология» будут достигнуты, если учащиеся будут выполнять проекты, которые включают усвоение информации, овладение рабочими приемами, технологическими операциями и, что не менее важно, оценочным соотношением к планируемым и достигнутым результатам трудовой деят ...
Познавательная деятельность детей дошкольного возраста с задержкой
психического развития
Игра – деятельность, выполняемая не для получения какого-либо результата, а ради самой деятельности, забавы. Игра – особая форма деятельности, отличительными чертами которой являются выполнение действий и переживание чувств в воображаемом плане. Игра – форма деятельности в условных ситуациях, напра ...
Методические рекомендации по развитию описательно –
повествовательной монологической речи у младших школьников с ОНР III уровня
Методические рекомендации разработаны с учетом работ следующих авторов: Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, В. И. Селиверстова, Е. И. Тихеевой, Э. П. Коротковой и др. Коррекцией речевого и общего развития детей школьного возраста с ТНР занимается не только логопед, но и учитель. Если логопед развивает ...