3. Объем предпрофильной подготовки должен быть не меньше 100 учебных часов в год (в девятых классах). При этом 2/3 объема времени отводится на специально организованные курсы по выбору, а оставшаяся часть времени используется для информационной работы и профильной ориентации учащихся.
По результатам первого года эксперимента был выявлен ряд нерешённых проблем, среди которых наиболее значимыми являются следующие:
– в регионах недостаточно полно строится система повышения квалификации работников образования на региональном и муниципальном уровне;
– нуждается в дополнительной апробации механизм итоговой аттестации учащихся девятых классов по предметам, сдаваемым по выбору учащихся (помимо русского языка и алгебры).
Решение указанных проблем потребовало систематической организационной работы органов управления образованием регионального и муниципального уровней, создания координационных структур, более активного привлечения к этой работе представителей территориальных администраций, что было сделано на последующих этапах эксперимента.
Второй этап федерального эксперимента (2004/05 учебный год) предполагал, во-первых, дальнейшую экспериментальную работу по введению ППП в девятых классах, и, во-вторых, начало введения ПО в десятых классах экспериментальных ОУ.
Что касается продолжения эксперимента по введению ППП, то здесь дальнейшая работа по распространению результатов первого этапа эксперимента была организована по двум вариантам: (1) апробация модели предпрофильной подготовки с учетом полученных результатов, в прежних муниципальных образованиях; (2) отработка модели предпрофильной подготовки в новых муниципальных образованиях и общеобразовательных учреждениях (расширенный вариант, который избрали практически все экспериментальные регионы).
Введение и апробация собственно профильного обучения в десятых классах проводились по восьми основным направлениям, приведённым в таблице 3.
Таблица 3 Основные направления опытно-экспериментальной работы по введению профильного обучения в 2004/05 учебном году в десятых классах
№ |
Направление |
Задачи, подтемы |
Планируемые результаты |
1 |
Новый базисный учебный план (БУП) |
1.1. Отработка механизмов формирования учебных планов по отдельным профилям |
Рекомендации по составлению учебных планов по профилям |
1.2. Методика формирования индивидуальных учебных планов (в том числе, в условиях сетевой организации обучения) |
Рекомендации для школьников и родителей. Рекомендации для директоров и завучей школ и органов управления образованием | ||
2 |
Экспериментальная проверка учебно-методического обеспечения преподавания учебных предметов на базовом и профильном уровнях |
2.1. Анализ востребованности отдельных учебных предметов на базовом и профильном уровнях в различных профилях обучения |
Определение наиболее вероятных вариантов построения содержания профилей и распределения учебных предметов по уровням изучения |
2.2. Апробация учебно-методического обеспечения преподавания учебных предметов на базовом и профильном уровнях |
Рекомендации по доработке примерных программ, методических материалов к учебникам | ||
3 |
Апробация элективных курсов |
Оценка эффективности разработанных элективных курсов для решения задач профильного обучения |
Рекомендации по оптимизации состава элективных курсов и направленности их содержания |
4 |
Портфель учебных достижений ("Портфолио") |
Возможности и целесообразность использования "портфолио" для оценки учебных достижений в X-XI классах |
Модели "портфолио" и рекомендации по их использованию в оценке учебных достижений учащихся |
5 |
Организация профильного обучения |
Оценка эффективности различных форм организации профильного обучения (внутришкольная, сетевая, использование ресурсных центров и т.д.) |
Описание моделей взаимодействия, подготовка проектов соответствующей нормативно-методической базы |
6 |
Педагогические кадры |
Региональные и муниципальные модели и формы организации повышения квалификации педкадров |
Рекомендации по организации и содержанию повышения квалификации педкадров |
7 |
Нормативная и экономическая база введения профильного обучения |
7.1. Проверка эффективности предложений по нормативно-методическому обеспечению профильного обучения |
Проекты нормативно-методических документов |
7.2 Экономические аспекты введения профильного обучения |
Рекомендации по финансированию профильного обучения | ||
8 |
Предпрофес-сиональная подготовка как направление профильного обучения в старших классах |
8.1. Отработка организации технологической подготовки школьников на базе УПК (в рамках профильного обучения) |
Рекомендации по организации технологической подготовки и профессиональной ориентации |
8.2. Профессиональная ориентация школьников в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения |
Полезная информация:
Управление источниками кадровых ресурсов профильного обучения
Региональными (муниципальными) органами управления образованием, а также на уровне образовательных учреждений осуществляется та или иная кадровая политика в области ПО, включающая в себя следующие направления. 1. Планирование кадровых ресурсов: мониторинг потребности региона (района, школы) в кадра ...
Взаимосвязи иностранного языка с другими науками
Взаимосвязи иностранного языка с другими учебными предметами разнообразны и многофункциональны. Наиболее плодотворные пути совершенствования учебного процесса по иностранным языкам при условии использования межпредметных связей можно усматривать в совершенствовании, как содержательного плана учебно ...
Влияние объектов труда на развитие учащихся
Выбор объектов труда — один из важнейших этапов в его организации. Сложность его связана со многими факторами: возраст учащихся, материальная база для изготовления выбираемых объектов, технология изготовления изделий, их практическое использование и многое другое. В связи с этим при выборе объектов ...