Базой эксперимента стали 10 субъектов федерации и 21 муниципальный район – участники федерального эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования: Республика Татарстан: г. Зеленодольск, Балтасинский район; Республика Саха (Якутия): г. Якутск, Хангаласский улус (район); Краснодарский край: г. Краснодар, Павловский район; Калининградская область: Балтийский городской округ, Гвардейский район; Кемеровская область: г. Ленинск-Кузнецкий, Ленинск-Кузнецкий район, Крапивинский район: Московская область: г. Фрязино, Пушкинский район; Новгородская область: г. Великий Новгород, г. Старая Русса; Псковская область: Палкинский район, Опочецкий район; Самарская область: г. Сызрань, г. Тольятти; Челябинская область: Тракторозоводский район г. Челябинска, г. Копейск. Следует отметить, что среди муниципальных образований были равномерно представлены сельские районы, небольшие и крупные города (см. таблицу 2).
Таблица 2 Представленность различных типов поселений, участвовавших в федеральном эксперименте по введению ПО
Тип поселения |
Количество муниципальных районов данного типа, участвующих в эксперименте |
Мегаполис (более 1 млн человек) |
1 (район города) |
Крупный город (от 100 тыс до 1 млн человек) |
4 |
Средний город (от 50 тыс – до 100 тыс человек) |
4 |
Малый город (до 50 тыс человек) |
6 |
Поселок |
3 |
Сельский населенный пункт (село, деревня) |
6 |
Первый этап федерального эксперимента (2003/04 учебный год) имел своей целью отработку предпрофильной подготовки учащихся девятых классов как системы психолого-педагогической, информационной и организационно-управленческой деятельности, содействующей самоопределению учащихся старших классов основной школы относительно избираемых ими профилирующих направлений будущего обучения и широкой сферы последующей профессиональной деятельности (в том числе в отношении выбора индивидуального профиля и конкретного места обучения на старшей ступени школы или иных путей продолжения образования).
Исходя из поставленной цели, основным направлением эксперимента стала апробация модели предпрофильной подготовки, предложенной в "Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования".
С учётом анализа учебных планов общеобразовательных учреждений и минимально необходимых потребностей предпрофильной подготовки ее базовый (минимальный) объем был определен в 100 учебных часов за IX класс. Из имеющихся 100 часов большая часть времени – ориентировочно 2/3, т.е. 2 часа в неделю, отводилась на специально организованные, краткосрочные (от месяца до полугодия) курсы по выбору. Содержание, форма организации этих курсов ориентированы не только на расширение знаний ученика по тому или иному предмету (предметные курсы по выбору), но и на организацию занятий, способствующих самоопределению ученика относительно профиля обучения в старшей школе (ориентационные курсы).
Ориентировочно 1/3 объема ППП, суммарно примерно 30-35 часов за год, было отведено на информационную работу (изучение особенностей образовательных программ старшей ступени собственного общеобразовательного учреждения и знакомство с образовательными программами иных местных учреждений возможного продолжения образования после IX класса, условий приема, посещение дней открытых дверей и др., – не менее половины этого времени), а также на мероприятия профориентационного характера, на психолого-педагогическую диагностику, анкетирование и консультирование девятиклассников.
Важным направлением эксперимента в 2003/04 учебном году являлось внедрение и отработка новой системы оценивания учебных достижений учащихся девятых классов. Разработка новой системы оценивания (аттестации) по итогам обучения по программам основной школы связана с общим направлением модернизации российского образования – введением открытых и объективных процедур оценивания качества образования учащихся. С этой целью, в соответствии с письмом Минобразования России "Об организации проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников девятых классов общеобразовательных учреждений, по профильному обучению" , участвующим в эксперименте местным (муниципальным) органам управления образованием, участвовавших в эксперименте, рекомендовалось создавать муниципальные экзаменационные комиссии по проведению итоговой аттестации за курс основной школы. В их состав включались руководители общеобразовательных учреждений, специалисты методических служб, представители учреждений начального и среднего профессионального образования, родительской общественности и другие заинтересованные лица. Итоговая аттестация выпускников девятых классов по новой форме проводилась по двум предметам – алгебре и русскому языку.
Полезная информация:
Конструирование
современной системы требований к современному уроку
Пути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран мира. Одним из путей повышения эффективности обучения является выполнение требований к уроку. Итак, какие же требования предъявляются к современному уроку?! Нужно отметить, что наряду с традиционными требованиями, рассмотренными выше, в ...
Анализ и оценка результатов использования театрально-игровой деятельности в
развитии речи детей
Заключительный этап исследования – контрольный. Цель контрольного этапа – получения данных, подтверждающих или опровергающих нашу гипотезу, выявление влияния использования театральных игр и театрализованных постановок на общий уровень развития речи у детей в контрольной группе по сравнению уровнем ...
Особенности мыслительной деятельности
Мышление — это процесс познавательной деятельности, отличающийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Отталкиваясь от ощущений и восприятия, мышление, выходя за пределы чувственного данного, расширяет границы познания в силу своего характера, позволяющего опосредованно (через ум ...