Работа по направлению "Профессиональная ориентация школьников" была нацелена на создание условий для развития личности обучающегося, учета его интересов, склонностей, способностей в соответствии с профессиональными интересами и намерениями продолжения образования, включая: создание возможностей для социально-профессионального самоопределения в условиях образовательного процесса (проектирование индивидуальных образовательных траекторий); усиление диагностической и развивающей консультационной составляющей образовательного процесса для оказания психолого-педагогической поддержки старшеклассникам в самоопределении; развитие способностей и компетенций, необходимых для принятия решения о продолжении образования.
Содержание работы по данному направлению включало в себя на региональном уровне:
– выработку стратегии взаимодействия субъектов, ответственных за профориентационную и кадровую молодежную политику с целью согласования и координации их деятельности;
– проведение региональной общественной и профессиональной экспертизы нормативного и научно-методического обеспечения профориентационной деятельности учреждений образования с учетом социально-демографической ситуации, кадрового запроса;
– разработку региональных программ подготовки кадров профориентологов для реализации стратегии и тактики профориентационной и кадровой политики в регионе.
На муниципальном уровне:
– анализ источников и факторов формирования запроса на профориентационную работу;
– моделирование ресурсного обеспечения педагогического сопровождения социально-профессионального самоопределения школьников;
– разработку содержания и механизмов взаимодействия школ с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования.
На школьном уровне:
– преподавание профориентационных курсов в ходе и профильного обучения;
– создание значимых для решения профориентационных задач механизмов социального партнерства, в том числе через организацию инициативных групп и "советов" учащихся, родителей, педагогов, выпускников школ и т.д.
В результате работы по данному направлению были созданы и апробированы дидактические и методические средства педагогического сопровождения самоопределения школьников в условиях ПО.
Третий этап федерального эксперимента (2005/06 учебный год) стал логическим продолжением предыдущего с учётом ряда корректив, внесённых по результатам первого и второго этапов. Так, если первоначально четыре основные модели организации ПО (открытие различных профильных классов внутри одной многопрофильной школы; открытие различных однопрофильных школ старшей ступени, в том числе в виде отдельных школ III ступени; реализация на старшей ступени индивидуальных учебных планов; сетевое ПО, в том числе с элементами дистантного обучения), то с 2005 г. акцент эксперимента делается на III и четвёртой моделях, в основу которых положена идея индивидуализации обучения. Эксперимент наглядно показал, что первые две модели являются, хотя и более простыми и традиционными (в силу чего их поначалу выбрало большинство школ, переходящих на ПО, особенно в регионах, имеющих традиции работы спецшкол), но многократно усиливают риск сведения профильного обучения к "псевдопрофильному" (подготовка к поступлению в вуз, углублённое обучение). В то же время третья модель является непростой по своей организации, но наиболее перспективной; в ней выбор обучающегося становится значительно более дифференцированным (выбирается не профиль, и не один раз, а неоднократно происходит выбор конкретных предметов и курсов). Четвёртая модель значительно расширяет возможности получения детьми профильного обучения; практика показала, что она особенно актуальна для небольших городов и сельских районов.
Накопленный в результате эксперимента опыт организации ПО на всех уровнях (федеральном, региональном, муниципальном, школьном) и во всех аспектах (БУП, ИУП, сетевое сотрудничество, "портфолио", нормативно-правовые и экономические аспекты и т.д.) подробно и разносторонне представлен в последующих главах настоящей диссертации.
Трёхлетний эксперимент по введению профильного обучения на старшей ступени общего образования сыграл серьёзную роль в развитии российской общеобразовательной школы. Его значимость заключается в следующем.
1. Подтверждены педагогическая и социальная эффективность основных идей, заложенных в "Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования", и их соответствие генеральным векторам развития российского общего образования, обозначенным в "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.".
Полезная информация:
Программа формирования культуры потребительского поведения
подростков для продуктивного усвоения содержания СМИ
На основе проведённых исследований в области социально - педагогического сопровождения подростков в процессе формирования у них культуры потребления информации телевизионных СМИ нами была разработана программа исследования на базе МОУ СОШ №24 п. Юрты. Цель данной программы: создание эффективной сис ...
Основные этапы и виды деятельности организационного и основного периодов
работы
1 этап – организационный. Ведущие направления деятельности участников: адаптация; демонстрация имеющегося опыта; согласование желаемого с реальными условиями; осуществление выбора; общение. Задачи: Знакомство участников с возможностями ЛОЛ «Радуга». Формирование малых групп, клубов, творческих груп ...
Социально-психологические типы личности ребенка, которые соответствуют
определенному типу семейного воспитания
В.М. Минияров выделяет следующие основные семь характерологических свойств личности ребенка, которые вытекают из того детерминированного сценария воспитания, который складывается под влиянием социальных факторов и средств педагогического воздействия и о которых говорил в свое время Э. Берн. Получае ...