2. Созданы, осмыслены, обобщены и представлены в удобной для распространения форме инновационные прецеденты образовательной практики на разных уровнях (от школьного до федерального). Таким образом, создана надёжная база для введения ППП и ПО в других регионах, муниципальных районах, школах Российской Федерации.
Особо следует подчеркнуть практико-ориентированную форму представления результатов эксперимента: практически по каждому из направлений экспериментальной работы на основе опыта регионов, муниципальных районов, школ создавались методические рекомендации для тех или иных целевых категорий. В их числе: рекомендации издателям учебной литературы для ПО и Федеральному экспертному совету (ФЭС); рекомендации и дидактические материалы по использованию действующих учебников в преподавании отдельных учебных предметов в системе ПО; рекомендации по оптимизации состава элективных курсов и коррекции их содержания; рекомендации по изменению федеральной нормативной базы функционирования общеобразовательных учреждений; рекомендации по построению различных моделей и использованию портфолио учащихся основной и полной средней школы ; рекомендации по организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений (организаций) при введении ПО на старшей ступени общего образования; рекомендации по кадровому обеспечению ПО ; рекомендации по введению и распространению на региональном и муниципальном уровнях различных форм организации ППП и ПО и др.
Таким образом, весь опыт экспериментальных территорий был тщательно собран и обобщён; наиболее эффективные решения были рекомендованы для распространения в других территориях РФ.
3. Получена обратная связь от целевых групп населения, демонстрирующая их поддержку процессам введения ППП и ПО на старшей ступени школы. Новая система обучения приветствуется учащимися, учителями и родителями. Система ППП и ПО органически вписалась в учебно-воспитательный процесс большинства школ, районов и регионов, участвовавших в эксперименте, что подтверждает реалистичность организационно-педагогических механизмов, предложенных для реализации ППП и ПО.
4. Выявлены наиболее серьёзные проблемы, без разрешения которых массовый переход российской школы на ППП и ПО окажется затруднительным. Среди них отметим следующие:
– введение ПО требует изменений в сложившуюся схему итоговой аттестации учащихся. Модель профильного обучения порой вступает в противоречие с существующей моделью ЕГЭ, в которой присутствуют два обязательных экзамена (типичный пример – проблема ЕГЭ по математике для гуманитарных классов);
– необходимо принять ряд изменений в нормативную базу, позволяющих засчитывать и интегрировать (для конкретного школьника) образовательные результаты, достигнутые учащимся в нескольких учебных заведениях при их сетевом взаимодействии;
– ПО в своих наиболее перспективных организационно-педагогических формах (индивидуализация учебных планов школьников и сетевая организация обучения) нуждается в новом экономическом механизме работы школы, основа которого, в частности, определяется новой системой оплаты труда учителей;
– расширение индивидуализированного обучения старшеклассников, становление в каждой школе той или иной конкретной системы профильного обучения требует также обновления механизмов управления школой. Важно расширение общественного участия в определении путей развития профильного обучения для каждой конкретной школы и муниципальной образовательной сети.
5. Впервые в отечественной образовательной практике (исключая "игнатьевскую" реформу школы 1915-1916 гг.) федеральный эксперимент проводился на основе принципов децентрализации, регионализации и вариативности в управлении образованием. Основная роль в разработке конкретных моделей ПО и механизмов его введения отводилась региональному, муниципальному и школьному уровням управления. С учетом этих принципов, а также несовершенства и противоречивости федерального законодательства основной объем деятельности по нормативно-правовому обеспечению введения ПО пришёлся на муниципальные правовые акты и локальные правовые акты нормативного и ненормативного характера общеобразовательных учреждений: постановления местных представительных органов, распоряжения местной администрации и приказы местных исполнительных органов управления, уставы общеобразовательных учреждений и образовательных ассоциаций, локальные акты, принимаемые в учреждениях для организации профильного обучения. В силу этого, по итогам эксперимента, акцент был сделан не столько на предложениях по совершенствованию федеральной нормативной правовой базы, сколько на рекомендациях методического характера для местных органов самоуправления и образовательных учреждений.
Полезная информация:
Реализация принципа прочности
Успешно реализовать принцип прочности позволяют следующие дидактические правила: в обучении мышление преобладает над памятью, поэтому не перегружайте память учащихся в ущерб их мышлению; препятствуйте сохранению в памяти неверной информации; освобождайте память учащихся от вспомогательного материал ...
Методы развития силовых способностей
По своему характеру все упражнения подразделяются на три основные группы; общего, регионального и локального воздействия на мышечные группы. К упражнениям общего воздействия относятся те, при выполнении которых в работе участвует не менее 2/3 общего объема мышц, регионального - от 1/3 до 2/3, локал ...
Обобщение результатов констатирующего исследования
При проведении логопедического обследования мы учитывали тот факт, что дети никогда ранее не занимались с логопедом и некоторые ситуации были для них незнакомыми, новыми. Дети терялись, зажимались, хоть и не отказывались от выполнения заданий - было видно, что они волнуются. Учет данного факта проя ...