– проверку эффективности введения элективных курсов как составной части профильного обучения;
– определение эффективности элективных курсов как обязательного элемента учебного плана школы (или территориальной образовательной сети) для решения задач профильного обучения;
– апробацию учебных пособий, разработанных для элективных курсов; изучение возможности использования имеющихся учебных пособий для факультативных курсов, научно-популярной литературы для организации учебных занятий по элективным курсам.
– изучение состава преподавателей, ведущих элективные курсы.
Работа по направлению "Портфолио" была нацелена на совершенствование системы оценивания учебных достижений, изменение технологий оценивания, определения готовности выпускника полной средней школы к обоснованному выбору дальнейшего направления профессионального обучения или трудоустройства, а также закрепления навыков самоанализа по отношению к результатам своей учебной деятельности. В ходе эксперимента выявлялась педагогическая эффективность и целесообразность использования различных моделей "портфолио" для оценки индивидуальных образовательных достижений учащихся X–XI классов. Содержание работы по данному направлению включало в себя на федеральном, региональном и муниципальном уровне:
– определение управленческих решений и условий, необходимых для введения портфолио на старшей ступени школы;
– определение органа (инстанции) в муниципальной сети, который отвечает за разработку модели портфолио, его критериальной базы и способов внедрения образовательными учреждениями сети;
– разработку модели профильного портфолио для учащихся X-XI классов и соответствующей критериальной базы;
– определение преемственности в вопросах создания портфолио и работы с ним на этапах ППП и ПО;
– сбор и анализ информации, предоставленной образовательными учреждениями и сетями, работающими с портфолио, определение эффективности различных моделей портфолио, как способа оценивания индивидуальных учебных достижений в рамках ПО;
– изучение возможностей учета профильного портфолио при поступлении в учреждения среднего и высшего профессионального образования.
На уровне школы:
– определение управленческих решений и условий, необходимых для введения портфолио на старшей ступени школы;
– проведение информационной работы с педагогами школы, родителями и учащимися.
– построение взаимодействия с ОУ муниципальной образовательной сети, участвующими в формированиями портфолио.
– определение конкретного наполнения разделов профильного портфолио;
– определение путей обеспечения преемственности в работе с предпрофильным и профильным портфолио;
– определение возникающих проблем и возможных доработок используемой модели портфолио.
Направление "Организация профильного обучения" было нацелено на выявление и оценку эффективности различных форм организации ПО. Содержание работы по данному направлению включало в себя на региональном и муниципальном уровнях:
– определение условий и организационных механизмов введения ПО;
– определение форм взаимодействия образовательных учреждений в муниципальных и региональных образовательных сетях, выработку эффективных подходов к реструктуризации образовательных сетей в целях организации ПО;
– разработку организационных (территориальных) моделей ПО и соответствующих критериев оценки их эффективности.
На уровне школы:
– определение необходимых управленческих решений на школьном уровне (в том числе отработку примерных вариантов пакета соответствующей внутришкольной документации, организационно-методического обеспечения), выделение основных условий, необходимых для эффективного введения ПО;
– разработку и апробацию различных внутришкольных моделей ПО, оценку эффективности различных моделей.
Так, в Республике Саха (Якутия) в 2004/05 учебном году открылись классы по 36 наименованиям различных профилей, при этом на практике были реализованы все четыре модели профильного обучения, обозначенные в "Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования". Модель многопрофильного обучения выбрали 148 школ республики, модель однопрофильной школы – 60, индивидуальный учебный план – 41 школа, сетевое взаимодействие было реализовано на данном этапе в 49 школах.
По направлению "Педагогические кадры" осуществлялись выработка и апробация наиболее эффективных организационных подходов подготовки педагогических и управленческих кадров к введению ПО в старших классах общеобразовательной школы, разработка и апробация необходимого методического обеспечения. Содержание работы по данному направлению включало в себя на региональном и муниципальном уровнях:
Полезная информация:
Формирование общей способности к учению у детей с ЗПР
Принципиальный путь помощи детям с ЗПР при формировании общей способности к учению - это помощь в овладении собственной интеллектуальной деятельностью, основными её структурными компонентами (мотивационно-ориентировочным, операциональным, регуляционным). В основе овладения любым структурным компоне ...
Роль кабинета иностранных языков в реализации индивидуально-личностного
подхода
Анализ современных воспитательных систем показывает, что только в той, где обеспечивается развитие личностных качеств, ребенок рассматривается как общечеловеческая ценность, а личность ребенка и личность педагога являются главным мерилом наличия и развития гуманной образовательной системы. Основным ...
Сохранение и забывание
Сохранение – это удержание заученного в памяти, т. е. сохранение следов и связей в мозгу. Забывание – исчезновение, выпадение из памяти, т. е. процесс угасания, ликвидации, «стирания» следов, затормаживание связей. Эти два процесса, противоположные по характеру, по сути дела представляют разные хар ...