Как показано в предыдущих параграфах, профильное обучение представляет собой сложный комплекс организационно-педагогических инноваций на старшей ступени общего образования (включая предпрофильную подготовку в IX классе). В силу этого массовому введению предпрофильной подготовки и профильного обучения (далее ППП и ПО) на территории Российской Федерации, необходимость которого была отмечена в "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.", должна была предшествовать широкомасштабная апробация всех элементов данного организационно-педагогического комплекса. Такая апробация началась в 2003 г. на уровне федерального эксперимента. 9 июня 2003 г. Правительством РФ было принято постановление №334 "О проведении эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования". В данном постановлении были обозначены основные особенности эксперимента как федерального:
– общая цель эксперимента – создание системы специализированной подготовки (профильного обучения) учащихся в старших классах общеобразовательной школы, апробации нового содержания и форм организации учебного процесса с учетом потребностей рынка труда и обеспечения сознательного выбора учащимися будущей профессии;
– научно-методическое обеспечение поручено Министерству образования РФ и Российской академии образования;
– в обязанность Министерству образования вменялось представление в Правительство Российской Федерации ежегодного (по окончании учебного года) доклада о ходе эксперимента.
Помимо вышеуказанного постановления Правительства РФ, основой концептуальной и нормативно-правовой базы эксперимента стали следующие документы:
– "Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года";
– "Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования";
– План-график мероприятий по подготовке и введению профильного обучения;
– Письмо Минобразования России "Об организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы в рамках эксперимента";
– Приказ Минобразования России и Российской академии образования "О реализации решения коллегии Минобразования России и президиума Российской академии образования от 28 октября 2003 г. № 15-1/10 "О мероприятиях по введению профильного обучения" (2003);
– Приказы Минобразования России "Об утверждении перечня субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, участвующих в эксперименте по профильному обучению в 2003/04 учебном году" (2003) и "Об утверждении перечня субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, участвующих в эксперименте по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования" (2004;
– Приказ Минобразования России "Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" (2004) и ряд других документов.
Рамочными сроками эксперимента были определены три учебных года: 2003/04, 2004/05 и 2005/06. Эксперимент было решено проводить поэтапно: 2003/04 учебный год – отработка и апробация предпрофильной подготовки учащихся в девятых классах в экспериментальных ОУ; 2004/05 учебный год – отработка и апробация профильного обучения учащихся в десятых классах в экспериментальных ОУ; 2005/06 – отработка и апробация профильного обучения учащихся в одиннадцатых классах в экспериментальных ОУ.
Общими задачами эксперимента на весь трёхлетний период были обозначены:
– обеспечение углубленного изучения отдельных предметов, выбираемых учащимися по программам среднего (полного) общего образования;
– создание условий для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения ими индивидуальных образовательных программ и индивидуальных учебных планов;
– расширение доступа к полному среднему образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;
– расширение возможности социализации учащихся;
– обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием;
– более эффективная подготовка выпускников старшей школы к освоению программ высшего профессионального образования.
Таким образом, вектором реализации профильного обучения стал ряд намеченных достижений: от относительно узких учебно-воспитательных до предельно широких социально-экономических.
Полезная информация:
Взаимоотношения отца и дочери
В жизни дочери папа – это первый мужчина, которого она встречает в своей жизни, долгое время она считает его единственным. От того, как сложится отношение отца и дочери, впервые 5–7 лет, зависит, кем будут для неё мужчины во взрослой жизни. Сможет ли она доверять им, рассчитывать на их помощь, смож ...
Планы уроков по технологии
План урока №1 Раздел программы: Художественная обработка древесины. Тема: Мозаика на изделиях из древесины. Класс: 7 Время: 45 мин. Образовательные цели - учащиеся должны усвоить следующие знания: 1. Ознакомить учащихся с ходом действий в создании мозаики на изделиях из древесины; 2. Дать понятие о ...
Сущность понятия «милосердие»
Понятие «милосердие» вернулось к нам пройдя большой путь. В послереволюционный период оно считалось отжившим, включалось в некоторые словари русского литературного языка как нечто архаичное, требующее разъяснения. В словарях милосердие определяется как: «Сердолюбие, сочувствие, любовь на деле, гото ...