Выбор объектов труда — один из важнейших этапов в его организации. Сложность его связана со многими факторами: возраст учащихся, материальная база для изготовления выбираемых объектов, технология изготовления изделий, их практическое использование и многое другое. В связи с этим при выборе объектов труда школьников разных классов необходимо учитывать ряд требований.
Основные из них следующие:
1.Соответствие программе трудового обучения
2.Обеспечение воспитательных и развивающих функций в процессе труда. Данное требование предусматривает воспитание и развития) учащихся таких качеств, как трудолюбие, терпеливость, бережливость, аккуратность, дисциплинированность, ручную ловкость, пространственные представления, кратковременную наглядно-образную память, внимание, координацию движений и др.
Учитель должен подходить к обоснованию выбора объекта труда, исходя из соответствия знаний, умений и особенностей личности, необходимых для его изготовления, программе трудового обучения в том или ином классе.
3.Преемственность в изготовлении объектов труда. Это требование имеет важное педагогическое значение. В организационном плане его реализация не представляет трудностей, так как учитель трудового обучения работает в нескольких параллелях. Сложность состоит в том, чтобы объект труда состоял из деталей, требующих для изготовления разные материалы и выполнения различных трудовых и технологических операций. В этом случае учитель получает возможность распределить изготовление деталей по разным классам.
4.Сочетание посильности и необходимой сложности изготовления объекта труда. Выполнение этого требования в значительной мере служит развитию интереса учащихся к процессу труда. Обычно к учителю трудового обучения поступает немало просьб о различных поделках от руководства школы, учителей, представителей базового предприятия, подшефного детского сада и др.
Составляя тематический план урока, он распределяет эти изделия по классам с учетом требований программы, Уровня подготовки школьники н, сроков изготовления, а также наличия материалов, инструментов, оборудования.
Прежде чем предложить изделие учащимся, учитель обязательно сам его изготавливает, это дает возможность уточнить технологию изготовления, а также выяснить, какие трудности могут встретиться ученику в роботе.
Известно, что любую вещь можно сделать несколькими способами. Задача учителя заключается в том, Чтобы найти такой, который больше всего соответствовал бы условиям мастерских, требованиям программы и подготовленности школьников, а заведомо сложные, непосильные подчас снижают интерес к их выполнению.
Сочетание педагогических целей и целесообразности труда школьников.Суть этого требования состоит в том, что труд школьников не только способствует их развитию, воспитанию и расширению познавательной активности, но приносит и некоторую пользу обществу в виде изготовленной продукции. Если объекты труда будут иметь народнохозяйственное значение, то и воспитывающие и обучающие функции процесса труда усиливаются, повышается осознанность действий учащихся.
Развитие творческих начал в процессе трудовой деятельности учащихся.Вовлечение учащихся в творческий процесс по совершенствованию материальной базы и технологии труда при её выборе может показаться чрезмерно сложным для его изготовления на базе школьных учебных мастерских, УПК или учебного цеха. Однако после анализа технологии изготовления может быть сделан вывод о том, что дополнительная оснастка для имеющегося типового оборудования позволит изготовить этот объект учащимися. В этом случае появляется возможность вовлечь школьников в изобретательскую и рационализаторскую деятельность, в процессе которой у учеников формируются многие полезные качества, и нередки случаи, когда наряду с совершенствованием технологической базы учащиеся совершенствуют структуру и самих объектов труда.
Соблюдение требований безопасного труда. Вопросам охраны труда и требований безопасности, учащихся в процессе труда посвящена следующая глава.
Изучение опыта организации производительного труда старшеклассников в УПК, учебно-производительных цехах базовых предприятий показывает, что при подборе объектов труда его организаторы исходят из следующих задач:
Реализация обучающих, развивающих и воспитывающих функций.
Реальная ценность изделия для основного производства.
— Достаточная сложность изготовления: техническое и технологическое соответствие процесса изготовления современному уровню производства.
При подборе объекта труда старшеклассников специалисты руководствуются также Единым тарифно-квалификационным справочником. Для того чтобы обеспечить выполнение -указанных задач, требуется тщательно изучить уровень механизации и автоматизации производства.
Полезная информация:
Авторская методика вокальной студии «Соло», г. Ульяновск
Вокально - эстрадная студия "Соло" создана в марте 1995 года на базе музыкально - вокальной студии "Улыбка" дворца культуры Профсоюзов г. Ульяновска. Создатель и неизменный руководитель коллектива - Заслуженный работник культуры РФ - Наговицына Ольга Николаевна. С сентября 2000 ...
Психологические
теории как основа некоторых педагогических технологий
Основы этой теории, имеющей свое начало еще в трудах А. Дистервега, в XX веке были разработаны отечественными учеными Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым, П.Я. Гальпериным, Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым и др. Деятельностная теория (подход) опирается на представление о структуре цел ...
Характеристика качеств навыков чтения
Чтение — важный вид речевой деятельности, который вначале выступает только в качестве предмета обучения, затем становится средством обучения и развития детей. В чтении, как и в любой деятельности, выделяются такие основные компоненты, как мотивационно-целевой, исполнительный и контрольный. Под моти ...