Полученные данные подтверждают, что в коллективной творческой деятельности имеется значительный потенциал для воспитания социальной активности.
Деятельность детей в условиях учреждения дополнительного образования осуществляется на уровнях, отражающих степень социальной активности в разнообразных видах предметно-практической деятельности: досуговый, репродуктивный, творческий, исследовательский. В ходе формирующего эксперимента в практике воспитательной деятельности педагогов нами выявлено несколько уровней социальной активности детей по направлениям самореализации в условиях учреждения дополнительного образования: познание, творчество, досуг (Таблица 4). Использован комплекс методов: моделирование воспитательных ситуаций, наблюдение, анкетирование, интервью, сочинения, групповые и индивидуальные собеседования, анализ значимых ситуаций, метод оценок и самооценок.
Таблица 4
Уровни социальной активности детей в УДО
Уров-ни |
Педагогические задачи |
Самореализация детей | |||
Познание |
Творчество |
Досуг | |||
Досу- говый уро-вень |
Организовать досуг, развлечение; -создать мотивацию выбора детского творческого объединения; |
Иформированность детей об учреждении дополнительного образования, о разнообразных видах деятельности, о достижениях сверстников. |
на основе самопознания выбор интересующего вида деятельности, определение образовательного маршрута, траектории самовоспитания. |
дни открытых дверей, игры, конкурсы, экскурсии, выставки, фестивали, клубы по интересам | |
Ре-про-дуктивный уро-вень |
Увлечь ребенка; -закрепить и развить мотивацию; педагогическая поддержка ребенка в период адаптации к новому детскому коллективу. |
Овладение специальным знаниям и навыкам по профилю избранной деятельности на репродуктивном уровне; |
На основе самопознания развитие умений и навыков изготовления продукта «по образцу» |
Пассивное потребление культурных ценностей (знаний, опыта и т.д.) | |
Твор-ческий уро- вень |
Изменить мотивацию на содержательную, внутреннюю: формирование потребностей в приобретении знаний. |
Умение получать знания самостоятельно; развитие познавательных, эвристических способностей. |
Участие в коллективной творческой деятельности, поиск средств для выполнения дел, поручений |
Активное участие в коллективных творческих делах | |
Иссле- дова-тель-ский уро-вень |
Повысить уровень внутренней мотивации; создать условия для реализации творческого потенциала. |
Самостоятельное порождение знаний; творческое мышление. |
Потребность сделать свое, реализация творческого потенциала ребенка вне кружка (объединения). |
Творческий коллектив: общественные цели с дальнейшей перспективой; подготовленность, организационное единство. | |
Полезная информация:
Примеры из историй предпринимательского успеха
Гейтс Билл, полное имя Уильям Генри III, родился в 1955 году. Основатель корпорации «Майкрософт» - мирового лидера в производстве программного обеспечения компьютерной техники. Самый богатый человек делового мира, вошедший в историю как самый молодой миллиардер. Он им стал в 25 лет. Билл Гейтс роди ...
Состояние проблемы развития связной речи в психолого-педагогической литературе
Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание. Связность считал С.Л. Рубинштейн, это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения её понятности для слушателя или читателя». Связная речь по определению Ф.А. С ...
Роль кабинета иностранных языков в создании языковой среды
Под языковой средой мы понимаем комплекс естественных и искусственно создаваемых условий для погружения и укоренения в культуре и приобретения посредством этого социальнозначимых качеств, а также достижение поставленных целей. В нашем исследовании создаваемая языковая среда ограничивается рамками к ...