Как уже было сказано выше, на самооценку, самоопределение, самоутверждение юношей и девушек влияют множество факторов – это семейное воспитание, взаимоотношения со сверстниками, конечно же, школа, учебные заведения, которые посещает юноша или девушка, успеваемость.
У многих людей существует глубоко укоренившееся убеждение, что они неспособны к изучению математики.
Опираясь на рассуждения Роберта Б. Бернса, выделим следующее:
1.Человек не может овладеть математикой, потому что она ему не нравиться.
2.Она ему не нравится именно потому, что не дается.
Оба эти момента взаимосвязаны. Не исключено, что причиной неспособности является отсутствие интереса к предмету. С другой стороны, плохие результаты в изучении предмета служат подкреплением не заинтересованности в нем. Если ребенок в какой-то момент решил, что он не любит математику, он будет избегать любой ситуации, связанной с математикой. Больше того, если он уверился в своей неспособности к математике, то столкнувшись с необходимостью применения математики, он, вероятно, сделает это плохо. Таким образом, Я-концепция порождает поведение, которое ее подкрепляет.
Судя по всему, связь между самооценкой и достижениями носит характер взаимовлияния. С одной стороны, успехи в учебе могут воздействовать на самооценку, а с другой – улучшение Я-концепции благодаря ободряющим реакциям учителя может привести и к повышению успеваемость.
Любой опытный учитель легко приведет немало примеров, подтверждающих, что представления учащихся о своих способностях существенно влияют на их успехи в учебе и порой приводят к тому, что уровень успеваемости школьника оказывается значительно ниже, чем можно было бы предположить, ориентируясь только на его потенциальные способности. Часто учащиеся, еще не приступив к выполнению задания, заявляет, что он не сможет с ним справиться. Многие устные ответы, по существу правильные, сопровождаются словами, свидетельствующими о глубокой внутренней неуверенности: “Я вообще-то не знаю, но, кажутся …” и т.д
Дети, обладающие высокой самооценкой, обычно объясняют свои учебные успехи хорошими способностями. Дети с низкой самооценкой, как правило, не принимают успех как свое личное достижение и объясняют его случайностью. Те и другие дети воспринимают неудачу как свидетельство недостатка собственных умений. Однако детям с высокой самооценкой в отличие от их сверстников с низкой самооценкой этот недостаток представляется принципиально восполненным.
Подобные рассуждения можно заметить в книге Филипа Райса:
дети с отрицательной самооценкой склонны чуть ли не в каждом деле находить непреодолимые препятствия. У них высокий уровень тревожности, они хуже приспосабливаются к школьной жизни, трудно сходятся со сверстниками, учатся с явным напряжением.
В статье Шарага Я.В. также рассмотрено влияние самооценки на успеваемость. По мнению автора, учащиеся, имеющие адекватную самооценку, проявляют устойчиво растущую активность самопознания при решении учебных задач. Для учащихся с заниженной самооценкой характерна угасающая после первого неверного ответа активность самопознания. Учащиеся, имеющие завышенную самооценку, проявляют угасание активности самопознания в начале решения задания и ее рост после первого неверного ответа. Заниженная самооценка, сопровождаемая неуверенностью в своих возможностях, может привести к отказу от решения задачи самопознания или к ее быстрому отрицательному решению (ученик уверен, что не выполнит задание). Это вызывает угасание активности самопознания, отказ от выполнения задания. Завышенная самооценка, чрезмерная уверенность в своих возможностях приводит к тому, что учащиеся, недооценивая задание, не рассматривают его как адекватное для самопознания и не проявляют активность самопознания. После неверного ответа учащиеся убеждаются, что задание нестандартное, оригинальное, проявляют к нему интерес. Одновременно наблюдается рост активности самопознания.
Для успешного обучения и восприятия материала, огромную роль играет активность учащихся.
Активность представляет собой определенную степень взаимодействия субъекта с окружающей действительностью, что предопределяет условие осуществления любого вида деятельности, в том числе и учебной. Учебная активность – это степень включенности учащегося в этот процесс. Учебная активность тесно связана с интересами к учебе. Интересы классифицируют на устойчивые и глубокие, с одной стороны, неустойчивые и поверхностные – с другой.
Характеризуя учебное поведение школьников, можно отметить, что понятия “активность” и “самостоятельность” очень близки между собой. Это умение учиться без систематического контроля, помощи и стимуляции со стороны педагога. Экспериментально доказано, что фактор автономности (самостоятельности) положительно влияет на успеваемость учащихся.
Полезная информация:
Деятельность классного руководителя по
половому воспитанию подростков
Объективная сложность проблемы полового воспитания заключается в труднопреодолимом противоречии между интимно-личностным характером межполовых отношений и общественным характером образования. Вместе с тем, подрастающее поколение нельзя предоставлять самому себе или оставлять в сфере влияния «сексуа ...
Организационно-педагогические условия культурно-досуговой деятельности,
способствующие проявлению и развитию социальной компетентности студента
В условиях изменившейся парадигмы образования, когда главным стало не только наличие у выпускника определённой суммы знаний, умений и навыков, а его личностные «приращения», социальная компетентность приобретает всё большую значимость. Социальная компетентность определяет весь жизненный путь челове ...
Программа подготовки ко II чемпионату России среди студентов
При подготовке к I! чемпионату России, передо мной была поставлена задача - выполнение норматива кандидата в мастера спорта. Для решения поставленной задачи была составлена программа подготовки. Тренировочные занятия проводились четыре раза в неделю. Это наиболее оптимальный вариант тренировочной н ...