Организационно-педагогическое обеспечение было направлено на решение ряда задач, среди которых:
- создание условий для раскрытия и реализации творческого потенциала каждого школьника средствами внеучебной деятельности;
- расширение диапазона общих и профессионально ориентирующих знаний школьников;
- приобщение школьников к мировой и отечественной культуре,
- формирование положительной мотивации профессионального самоопределения;
- обогащение опыта школьников в доступной практико ориентированной деятельности;
- стимулирование потребности в самообразовании, самопознании и самореализации, способствующих профессиональному самоопределению.
В соответствии с поставленными задачами процесс конструирования и обновления внеучебной деятельности ЦЭВД нами строился с учетом принципиально-значимых идей, выступающих как смыслообразующее руководство для педагогов дополнительного образования: целенаправленности, субъектности, конкретности и импровизированности.
Идея целенаправленности выступала как исходное требование к любому виду внеучебной деятельности. Это отражение закона осуществления практической деятельности как реально-достигаемой цели. Педагогическая цель воспитания социальной активности воспитанников выступала как системообразующий фактор, от нее зависело проектирование содержания и способ взаимосвязанной деятельности педагогов и воспитанников.
В работе педагогов ЦЭВД это означало:
- целенаправленное воспитание личности осуществлялось в результате максимальной открытости педагогического процесса, использующего все резервы социально-приближенной среды;
- целенаправленно отбиралось содержание деятельности, дающее возможность целевого накопления опыта в определенной сфере социальной деятельности (ученик, гражданин, труженик, семьянин и др.);
- целенаправленное методическое оснащение методической деятельности как пространства для «выхода» в социум: информационно-познавательное, эмоционально и практико-ориентированное.
- целенаправленная диагностика, анализ проводимых дел и занятий с позиции их значимости для активизации воспитания школьников.
Идея субъектности означала постоянное внимание к тому, что центральной фигурой воспитания личности являлся сам ребенок, который осуществлял его в соответствии с личными интересами, склонностями и способностями, согласованными с требованиями общества.
Реализация этой идеи педагогами ЦЭВД значило:
- обеспечение суверенитета человека в деятельности, цели которой поставлены и осуществляются им самим;
- укрепление личности как множественности форм существования: человек- субъект, деятель, отраженный субъект, «Я»;
- внимательное изучение отношения школьника к личностному самоопределению, систематическая диагностика уровня воспитанности;
- подкрепление адекватной самооценки и оценки личностных возможностей, способностей функционирования в определенном виде практической деятельности, в групповых или индивидуальных видах работы.
Идея конкретности заключалась в изменении вектора направленности образования и воспитания не от знаний к практике, а от опыта, стимулирующего потребность познать больше в этом направлении, осуществить познание «глубь» деятельности. Контекст (термин А.А. Вербицкого) - это реальная социально-психологическая ситуация, в которой находится школьник в момент получения дополнительного образования, внеучебной деятельности и которая предусматривает параметр будущего, а не только прошлого знания и наличного опыта.
Полезная информация:
Качества, важные для успешного предпринимателя
Проанализируйте приведённые ниже качества с точки зрения того, насколько, по вашему мнению, они важны для успеха предпринимательской деятельности. 1 балл будет означать, что это качество относительно неважное. 2 - это качество более важное. 3 - это качество очень важное. № Качества успешного предпр ...
Основные виды художественной росписи ткани. Характерные особенности росписи
ткани в технике холодного батика
Ручная художественная роспись тканей на шелковых, вискозных и синтетических тканях производится тремя основными способами, каждый из которых имеет свои особенности оформления. Два из них – холодный и горячий батик – основаны на применении резервирующих составов. В холодном батике резервирующий сост ...
Опыт учителей по развитию самоконтроля в учебной деятельности
младших школьников
А. «Разноцветные поправки» Для инициации у школьников потребности в СК, осознания его роли в течение всего периода обучения мы использовали приемы «по собственной инициативе» и «разноцветные поправки» (А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов). Суть последней состоит в том, что учащимся после выполнени ...