В общей структуре содержания воспитательно-образовательного процесса ЦЭВД на каждом из четырех уровней социальной активности детей мы выделяем следующие составляющие его компоненты:
опыт освоения знаний; результат освоения - новые знания;
опыт практической ("исполнительской", репродуктивной) деятельности; результат освоения - мастерство;
опыт развивающей, творческой деятельности; результат освоения - мастерство;
опыт эмоционально-ценностных отношений в неформальном объединении детей и взрослых; результат освоения - духовно-нравственные ценности, устойчивое объединение детей и взрослых, деятельность которого развивается на основе разработанного ими Устава.
Глубокое изучение деятельности детских творческих объединений ЦЭВД в процессе опытно-экспериментальной работы позволил нам прийти к выводу о том, что уровневая деятельность присуща всем детским объединения в той или иной степени. Практически не существует детского объединения находящегося на каком-либо одном уровне. С целью успешного достижения воспитательных целей педагоги организуют деятельность детского коллектива на основе уровневого подхода развития личности ребенка, применяя методы развивающего общения, технологии социально-педагогической поддержки детей, полихудожественные технологии. Уровень развития детского объединения и детей зависит от уровня профессионализма самого педагога: любознательный, увлеченный, исследующий, всесторонне развитый, творческий человек. Анализ деятельности детских объединений, находящихся на различных уровнях, мониторинг личностных качеств воспитанников детских объединений позволил нам прийти к выводу о влиянии видов предметно-практической деятельности на развитие отдельных личностных качеств детей (Таблица 5).
Таблица 5
Формирование качеств личности детей в предметно-практических видах деятельности в учреждении дополнительного образования
Направленность качеств личности |
Качества личности |
Виды деятельности, способствующие формированию данных качеств |
Общественно-значимые качества |
доброта, человечность, справедливость, трудолюбие, ответственность, порядочность, достоинство, вежливость, отзывчивость |
Трудовые десанты, ярмарки, фестивали, концерты, дискуссии, встречи с интересными людьми, военно-спортивные игры. |
Личностные качества |
точность, аккуратность, наблюдательность, чистоплотность, внимательность, находчи-вость, настойчивость, терпеливость, самостоятельность |
декоративное прикладное творчество, изодеятельность, вокально-хоровое пение, театральное искусство, досуговые развлечения, занятия спортивными видами деятельности, швейное мастерство. |
Коммуникативные качества |
общительность, чуткость эмпатия, эмоциональность внимательность, открытость доверительность, доброжелательность терпимость, верность, преданность |
коллективные творческие дела, деловые и сюжетно-ролевые игры, тренинги, туристические походы, экскурсии, акции «Береги природу», «Братья - наши меньшие» «Никто не забыт, ничто не забыто», «Милосердие» |
Полезная информация:
Развитие коммуникативной функции речи
Детям с задержкой в развитии доступна простота диалогической речи. При изложении своих мыслей дети допускают много ошибок в построении предложений, особенно сложных. Они легко соскальзывают с одной темы на другую, более знакомую. Рассказывая, дети часто повторяют одни и те же фразы, что указывает н ...
"Внешкольная" общественная деятельность учительства в социокультурной жизни провинции в СССР
Образование, как процесс обучения, просвещения, усвоения совокупности знаний, приобщения к культуре, в широком смысле слова является важным фактором развития цивилизованного общества и государства. Экономическое состояние общества, социально-политическая ситуация, ценностные ориентации, господствую ...
Педагогические условия использования компьютерных игр, способствующих
снижению уровня агрессии младших школьников
Приведем для начала описание одной из игр агрессивного характера. MURDER. Эта игра для любителей убийств. Вы – овдовевший муж. У вас убили жену и дочь. Вы решили отомстить преступникам. Вы покупаете пистолет и достаете фотографии преступников. Их всего шесть, так что будьте внимательны, так как вам ...