Для изучения особенностей фонематической системы необходимо выяснить характер звукопроизношения у детей.
Для изучения характера звукопроизношения детям предлагались следующие виды заданий:
3) Произношение изолированных звуков (по подражанию логопеду).
В контрольной группе дети изолированные звуки (по подражанию логопеду) произнесли верно.
В экспериментальной группе 7 человек произнесли все звуки верно, 2 человека (из группы шипящих) заменили звук [ш], на звук[c]. Один человек звук [ш] произнес искаженно как [щ].
В экспериментальной группе 8 человек произнесли свистящие звуки верно, 2 человека звук [c] заменяют на звук [ш].
Звук [р] на [л] заменяют 2 человека, 7 человек произносят искаженно (увулярное) произнесение звука.
У двоих детей – парасигматизм.
У двоих детей – параротацизм.
У семерых детей – ротацизм.
Таблица 2. Произношение изолированных звуков (по подражанию логопеду)
Шипящие |
Свистящие |
Соноры | ||||||||||
Замена звука |
Искажение звука |
Отсутствие звука |
N |
Замена звука |
Искажение звука |
Отсутствие звука |
N |
Замена звука |
Искажение звука |
Отсутствие звука |
N | |
Экспериментальная группа |
ш-с |
с-ш |
р-л | |||||||||
2 |
1 |
0 |
7 |
2 |
0 |
0 |
8 |
2 |
7 |
- |
1 | |
Контрольная группа |
10 |
10 |
10 |
4) Произношение звуков в словах.
Дети контрольной группы все звуки в словах произнесли верно.
Из экспериментальной группы 8 человек звуки [с] и [ш] в словах произнесли верно, 2 человека неверно произносили слова, в которых были звуки [ш] и [с]. Они заменяли звуки [ш] на [с], звуки [с] на [ш]. Звук [р] в словах верно произнес 1 человек. Искажали звук [р] 7 человек, 2 человека заменяли звук [р] на звук [л].
Полезная информация:
Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями
интеллекта
У детей с нарушениями интеллекта развитие речи существенно отличается от того, которое описано выше. Отставание в развитии речи начинается у них с младенчества и продолжает накапливаться в раннем детстве. Соответственно, к переходу дошкольного возраста у них нет готовности к ее усвоению. Не сформир ...
Значение сюжетного рисования в воспитании и развитии детей
дошкольного возраста
Основная цель сюжетного рисования – научить ребенка передавать свои впечатления об окружающей действительности. Сюжетное рисование вводится не раннее чем в средней группе, причем в начале как изображение 2–3 предметов, расположенных рядом. Естественно, что детям должны быть известны приемы изображе ...
Анализ современных
программ воспитания, развития и обучения дошкольников по проблеме ознакомления
с числами и цифрами
Ориентировка в современных программах развития и воспитания детей в детском саду, изучение их дает основание для выбора методики. В современные программы («Развитие», «Радуга», «Детство», «Истоки» и др.), как правило, включается то логико-математическое содержание, освоение которого способствует ра ...