Актуальность работы и исследования заключается в изучении фонематической системы у дошкольников с общим недоразвитием речи. Для усвоения фонетической стороны языка необходимо не только наличие у детей сохранного слуха и достаточно подготовленного артикуляционного аппарата, но и умение слушать, слышать и различать правильное и неправильное произношение звуков в своей и чужой речи. Процессы воспроизведения и восприятия звуков тесно связаны между собой: хорошо развитый фонематический слух в сочетании с артикуляционными упражнениями способствует более быстрому усвоению правильного звукопроизношения. У детей следует различать биологический («элементарный») слух как способность слышать вообще (он имеется у животных) и фонематических слух как способность различать фонемы, понимать смысл речи (он имеется только у человека).
Звуковая оболочка слова очень рано начинает привлекать внимание ребенка. Уже в конце первого года жизни малыш замечает, что слова различаются по своему звучанию. Он начинает отличать одни речевые звуки от других. К концу второго года жизни ребенок различает все звуки родного языка, слышит их в речи окружающих людей, произносит сам. В процессе нормального формирования устной речи у ребенка накапливается опыт познавательной работы в сфере звуковых обобщений. Таким образом, на ранних этапах устной речи возникают предпосылки к фонематическому восприятию.
В процессе формирования устной речи у детей с речевой патологией нужно создать необходимые условия для возникновения этих предпосылок. Среди детей с общим недоразвитием речи (ОНР) часто диагностируются дефекты звукопроизношения, обусловленные недоразвитием фонематического восприятия. Несовершенное развитие фонематической системы отрицательно влияет на становление звукопроизношения и усложняет формирования навыков звукового анализа. Преодоление фонематического недоразвития достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи.
Направления коррекционной работы опираются на методики таких выдающихся педагогов как Р.Е. Левина, Г.А. Каше, Р.И. Лалаева, Т.Б. Филичева, Г.В Чиркина, Т.А. Ткаченко и др. Ведущее место в комплексном подходе к коррекции общего недоразвития речи эти авторы отводят формированию фонетической системы, т.е. способности воспринимать и различать звуки (фонемы). Профессор Левина Р.Е. писала: «При выборе путей и средств преодоления и предупреждения речевых нарушений у детей необходимо ориентироваться на узловые образования, от которых зависит нормальное протекание не одного, а целого ряда речевых процессов».
Таким узловым образованием, ключевым моментом в системе коррекции общего недоразвития речи являются фонематическое восприятие и звуковой анализ.
Проблема исследования состоит в том, чтобы на основе изучения процессов фонематической системы у дошкольников с общим недоразвитием речи выбрать эффективные пути коррекции данного нарушения.
Целью исследования является изучение состояния фонематической системы у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования – процесс формирования фонематической системы.
Предмет исследования – состояние фонематической системы у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Гипотезой исследования является предположение о том, что у детей с общим недоразвитием речи фонематическая система недостаточно сформирована. Фонематический анализ и синтез значительно отстают от дошкольников с нормальным речевым развитием при одинаковых условиях обучения.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были сформированы следующие задачи.
Задачи:
Изучить проблему развития фонематической системы у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Разработать методику исследования фонематической системы у дошкольников с ОНР.
Выявить особенности фонематической системы у дошкольников с ОНР.
Подготовить логопедическую работу по развитию фонематической системы дошкольников с ОНР.
Для решения поставленных задач были подобраны следующие методы исследования:
– эмпирические – наблюдение, психолого-педагогический эксперимент;
– биографические – анализ литературы, изучение и анализ амнестических данных и медико-педагогической документации;
– интерпретационные – количественный и качественный анализ полученных данных с помощью элементов математической статистики.
Теоретическая значимость исследования заключается в изучении состояния фонематической системы у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Практическая значимость заключается в разработке путей коррекции по формированию фонематической системы.
Положения, выносимые на защиту:
1. У дошкольников с общим недоразвитием речи наблюдаются особенности фонематической системы.
2. Уточнение представлений о состоянии фонематической системы у дошкольников с общим недоразвитием речи будет способствовать разработке методических рекомендаций коррекционной работы по его развитию.
Полезная информация:
Психолого-педагогические основы формирования морфологической стороны речи у
дошкольников
Грамматика русского языка - обширная наука. Именно через неё ребёнок учится правильно говорить. Освоение ребенком морфологии начинается с изменением слова по падежам, например: когда мамы нет, он, отвечая на вопрос "Где мама?", просто говорит слово "мама", тем самым как будто го ...
Сущность социализации личности
Взаимодействие человека с обществом обозначается понятием «социализация», которое имеет междисциплинарный статус и широко используется в педагогике. Однако его содержание не является стабильным и однозначным. Социализация (от лат. общественный) – процесс становления личности в ходе которого и с пом ...
Биография
Родился Василий Александрович Сухомлинский в 1918 году в селе Васильевка на Херсонщине в бедной крестьянской семье. В 1933 году окончил семилетку. В те годы в стране велика была потребность в учительских кадрах. В 1934 году Сухомлинский заканчивает подготовительные курсы при Кременчугском педагогич ...