12) выделение заданного звука из слов;
13) выделение ударного гласного в начале слова;
14) определение первого согласного звука;
15) определение последнего звука в слове;
16) определение последовательности звука в слове;
17) определение количества звуков в слове;
18) составление слова из трех звуков;
19) составление слова из четырех звуков;
20) составление слова из пяти звуков;
21) придумывание слова на заданный звук;
22) придумывание слова с заданным звуком в середине слова;
23) придумывание слова с заданным звуком в конце.
Максимальная оценка -18 баллов предусмотрена для задания:
8) дифференциация звуков по звонкости-глухости;
Максимальная оценка -15 баллов предусмотрена для заданий:
1) дифференциация музыкальных звуков;
2) определение направления источника звука;
11) дифференциация звуков р-л-й;
Максимальная оценка – 12 баллов предусмотрена для заданий:
9) дифференциация звуков по твердости-мягкости;
10) дифференциация шипящих-свистящих звуков;
На основе побалльной оценки был вычислен коэффициент выполнения заданий по формуле К = х: у, где x – сумма баллов полученных при выполнении заданий; y – максимальное количество баллов при выполнении данных заданий. На основе этого, у каждой группы был определен уровень успешности в % по формуле У = К x 100, где К – коэффициент выполнения заданий.
При изучении состояния фонематической системы возникли предположения о том, что у детей с общим недоразвитием речи будет недостаточно сформировано слуховое внимание и восприятие.
Для оценки слухового внимания и восприятия детям были предложены следующие задания
Дифференциация музыкальных звуков.
Определение направления источника звука.
Дети охотно выполняли задания на узнавание музыкальных звуков, они не вызывали у них затруднений. Ошибок в дифференциации музыкальных звуков не допустил никто. Средний балл выполнения задания детьми экспериментальной группы -13,5, детьми контрольной группы -15. Успешность выполнения этого задания у детей экспериментальной группы 90%, у контрольной группы 100%. Все дети контрольной группы справились с заданием сразу. Дети экспериментальной группы в некоторых предъявлениях музыкального звука правильно отвечали после второго предъявления. Это объясняется низкой концентрацией внимания при выполнении задания.
При определении направления источника звука дети были активны и с удовольствием выполняли задание. Средний балл выполнения задания детьми экспериментальной группы -13,3, детьми контрольной группы-15.
Успешность выполнения этого задания детьми экспериментальной группы – 88%, контрольной -100%. Трое детей из экспериментальной группы набрали максимальный балл. В экспериментальной группе все дети определили направление правильно, но семь человек испытывали затруднения после первого предъявления, так как долго не могли сосредоточиться на задании.
Дети контрольной группы выполнили 1-ое и 2-ое задание с одинаковым средним – максимальным баллом-15. Дети экспериментальной группы испытывали больше трудностей при выполнении 2-ого задания, их средний балл выполнения был немного ниже, чем 1-ом задании.
Результаты обследования представлены в таблице 1.
Таблица 1. Успешность выполнения задания на исследование слухового внимания и восприятия
Задание |
Успешность выполнения в% | |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | |
Дифференциация музыкальных звуков |
90% |
100% |
Определение направления источника звука |
88% |
100% |
Полезная информация:
Основные требования к использованию проектных технологий
1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения. 2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов; 3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятел ...
Анкетирование как метод исследования эффективности форм и приемов обучения
Методы и приемы обучения зависят не только от мастерства учителя, но и от заинтересованности учеников в обучении. Одним из методов исследований эффективности форм и приемов обучения являлось анкетирование детей СОШ №30 города Семей с целью выявления отношения опрашиваемых к иностранному языку. Опро ...
Средства физического воспитания: гигиенические факторы, естественные силы
природы, физические упражнения
В системе физического воспитания работа осуществляется при помощи разнообразных средств, воздействующих на организм: - гигиенические факторы (правильный режим, рациональное питание, гигиеническая обстановка, формирование культурно-гигиенических навыков). - естественные силы природы (для закаливания ...