Самоопределение – это целенаправленный процесс, в течение которого человек присваивает общественные ценности, индивидуально их преломляя. К его механизмам многие авторы относят идентификацию и обособление (А.В. Мудрик, В.С. Мухина, Д.И. Фельдштейн). Процесс самоопределения в ранней юности, возможно, рассматривать как единство двух составляющих: внутриличностного самоопределения, направленное главным образом на свое «внутреннее Я» и включающего определение «Я - концепции», самооценки, путей и способов самосовершенствования и саморазвития; а также социального самоопределения – осознание и определение своего места в социуме, жизненных стремлений и целей, собственной позиции во взаимоотношениях с миром.
Проблема самоопределения в той или иной форме проявляется в самых разных гуманитарных направлениях и пронизывает все стороны человеческой жизни. Самоопределение личности – это сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях, компонент выстраивания личностно-профессиональной и социальной траектории развития. Одна из особых форм самоопределения – профессиональное самоопределение.
Структуру системного подхода к профессиональному самоопределению учащихся общеобразовательной школы можно представить схематично.
Таблица 1. Структура системного подхода к профессиональному самоопределению учащихся
Этап |
Звенья и их функциональные характеристики | |||
1 |
2 | |||
I. Профессиональное просвещение |
Воспитание установки на выбор профессий, нужных обществу |
Ознакомление с социально-экономическими аспектами выбора профессии |
Расширение кругозора о профессиях и отраслях народного хозяйства |
Пропаганда профессий средствами массовой информации, литературы и искусства |
II. Профессиональное убеждение |
Убеждение в необходимости развития личности при выборе профессии |
Формирование мотивов выбора профессии с учетом личных интересов и общества |
Самовыражение в выборе профессии |
Самоутверждение в выборе профессии. Принятие решения |
III. Практическая подготовка учащихся к выбору и получению профессии |
Формирование политехнических умений и навыков при изучении основ наук |
Развитие специальных склонностей и способностей во внеклассной работе |
Привитие профилирующих умений и навыков в процессе трудового обучения |
Реализация профессиональных склонностей в трудовой деятельности |
IV. Дифференциация и корректирование профессиональной направленности учащихся |
Корректирование склонностей и способностей с избираемой профессией |
Корректирование избираемой профессии с состоянием здоровья |
Профессиональная ориентация учащихся разного пола и возраста |
Дифференцированная работа в зависимости от восприимчивости профориентации |
Этап I.
Профессиональное просвещение выполняет функции воспитания установки (готовности к выбору сферы труда и профессии):
· ознакомления учащихся с социальными аспектами выбора профессии;
· расширения кругозора об отраслях и профессиях народного хозяйства;
· пропаганды профессий средствами массовой информации, литературы и искусства.
Установка как бы предшествует восприятию информации или формируется под ее влиянием. В сознании многих учащихся установка как готовность личности к соответствующему способу реагирования складывается стихийно, под влиянием случайных факторов (кино и телевизионных передач, радио, средств массовой информации, занятий любимым делом и т.д.). Установка как направление деятельности может быть предложена авторитетными и конкретными лицами.
Педагогическому коллективу, особенно классному руководителю, нужно стремиться к целенаправленному воспитанию установки на выбор такой сферы труда и профессии, которая бы совпадала с жизненными планами учеников, их склонностями и способностями, и в то же время учитывались потребности общества в кадрах.
Полезная информация:
Подбор работ посильных для учащихся
Объекты работы, прежде всего, должны отвечать учебной программе и быть посильным для учащихся с точки зрения их интеллектуальной и физической подготовки. К изделиям учащихся необходимо предъявлять определенные технические требования, в частности относительно точности обработки. Если к качеству пред ...
Целостность процедуры аккредитации образовательного учреждения
Аккредитация образовательного учреждения – это процедура признания государством в лице его государственных органов управления образованием государственного статуса образовательного учреждения (типа, вида, категории образовательного учреждения, определяемых в соответствии с уровнем и направленностью ...
Графический планшет
ACTIVpanelpro (Активпанель) является идеальным решением для использования в больших аудиториях, где необходимо применение большого проекционного экрана. ACTIVpanelpro позволяет Вам все время находиться лицом к аудитории, в то время как Вы управляете компьютером и делаете любые надписи с помощью пер ...