Розы на заборе. Змея заползла под избу.
Хозяйка взяла корзину. Зимой на земле поземка.
Кошка шипит. У машины широкие шины.
На черной крыше черная труба.
Лимон лежит на блюдце. Маленький мальчик летит в самолете.
Процедура и инструкция: «Повтори за мной то, что нарисовано на картинке».
Исследование слухо-произносительной дифференциации звуков речи
6) Цель: выявить произношение слогов с оппозиционными звуками, в сочетании из двух слогов.
Процедура и инструкция: «Я буду произносить слоги. Ты слушай и произноси правильно».
Экспериментатор предъявляет сочетания из двух слогов: па-ба, ба-на, ва-та, та-да, мя-ма, на-га, та-на, га-да, ка-га, ба-ма.
7) Цель: выявить произношение слогов с оппозиционными звуками, в сочетании из трех слогов.
Процедура и инструкция: «Я буду произносить слоги. Ты слушай внимательно и произноси правильно».
Экспериментатор предлагает сочетания из трех слогов: ба-ба-па, та-да-та, га-ка-га, ба-бя-ба, са-ша-са, жа-за-жа, ча-ша-ча, за-са-за, бя-ба-бя, мя-ма-мя.
8) Цель: выявить состояние дифференциации звуков по противопоставлению звонкость-глухость.
Материал исследования: картинки с изображением предметов (бочка, почка, том, дом, суп, зуб, шар, жар, дрова, дрофа).
Процедура и инструкция: «Я буду показывать картинки, постарайся узнать эти предметы и показать картинку правильно. Где бочка, а где почка? Где том, а где дом? Где суп, а где зуб? Где гора, а где кора? Где шар, а где жар? Где дрова, а где дрофа?»
Оценивается каждый показ картинки.
9) Цель: выявить состояние дифференциации звуков по противопоставлению твердость-мягкость
Материал исследования: картинки с изображением предметов (мишка, мышка; тапки, тяпки; мел, мель, круг, крюк, хор, хорь).
Процедура и инструкция: «Я буду показывать картинки, постарайся узнать эти предметы и показать картинку правильно. Где мишка, а где мышка? Где тапки, а где тяпки? Где мел, а где мель? Где круг, а где крюк? Где хор, а где хорь?»
10) Цель: выявить состояние дифференциации звуков по противопоставлению шипящие – свистящие.
Материал исследования: картинки с изображением предметов (мишка, миска, рожи, розы, крыса, крыша, зайка, чайка; цветик, светик).
Процедура и инструкция: «Я буду показывать картинки, постарайся узнать эти предметы и назвать картинку правильно. Где мишка, а где миска? Где рожи, а где розы? Где крыса, а где крыша? Где зайка, а где чайка? Где цветик, а где светик»?
11) Цель: выявить состояние дифференциации звуков по противопоставлению р – л – й.
Материал исследования: картинки с изображением предметов (рожки, ложки, рак, лак, марка, майка, бар, бал, гайка, галка)
Процедура и инструкция: «Буду показывать картинки, постарайся узнать эти предметы и назвать картинку правильно. Покажи на картинке, где рожки, а где ложки? Где рак, а где лак? Где марка, а где майка? Где бар, а где бал? Где гайка, а где галка?»
Исследование состояния фонематического анализа
12) Цель: выявить выделение заданного звука из слов.
Процедура и инструкция: Звук, необходимый для выделения, логопед произносит интонировано, т.е. выделяя голосом.
«Я буду говорить слова, ты внимательно слушай, услышишь звук [м], хлопни в ладоши».
Экспериментатор ребенку предлагает слова: мышь, комар, доска, окно, рама, дом, рыба, дрова, мак, стол.
13) Цель: выявить выделение ударного гласного звука в начале слова.
Процедура и инструкция: «Я буду говорить слова, а ты внимательно слушай, называй первый звук в этих словах». Экспериментатор предлагает ребенку слова: Аня, аист, осы, утка, Оля, Ира, Инна, улица, Осип, Игорь
14) Цель: выявить выделение первого согласного звука в слове.
Полезная информация:
Психолого – педагогический портрет агрессивного ребенка, его
индивидуально – типологические черты
Почти в каждом коллективе детей встречается хотя бы один с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных, обзывает их, намеренно употребляет грубые выражения, т.е. становится «грозой» всего коллектива. Этого ершистого, драчливого, грубого ребёнка трудно принять таким, какой он есть, а ...
Предложения школьного курса информатики
Основные направления совершенствования профильного обучения информатике в старших классах общеобразовательной школы. 1. Развитие содержания профильного обучения информатике: содержание профильного обучения информатике в конкретном образовательном учреждении должно быть "подчинено" задачам ...
Формирование мотивации учения школьников
Общий смысл формирования мотивации состоит в том, что учителю желательно переводить учащихся с уровней отрицательного и безразличного отношения к учению к зрелым формам положительного отношения к учению – действенному осознанному и ответственному. Воспитанию положительной мотивации учения способств ...