Процедура и инструкция: «Я буду говорить слова, а ты внимательно слушай и называй первый звук в этих словах. Экспериментатор предлагает ребенку слова: мак, дым, трава, кошка, воробей, булка, чашка, щука, фокус, нос.
15) Цель: выявить выделение последнего звука в слове. Процедура и инструкция: «Я буду говорить слова, ты внимательно слушай и называй последний звук в словах. Экспериментатор предлагает ребенку слова: дом, мак, камыш, ключ, танк, барабан, рак, суп, банан, стол.
16) Цель: выявить последовательность звуков в словах.
Процедура и инструкция: «Я буду говорить слово, а ты постарайся запомнить, какие звуки в этом слове, назови их по порядку».
Экспериментатор называет ребенку слова: мак, суп, лук, каша, рама, сани, стул, бык, дом, луна.
17) Цель: выявить количество звуков в слове
Процедура и инструкция: «Я буду произносить слово, ты внимательно слушай. Слушай и считай. Сколько в слове звуков?» Экспериментатор предлагает ребенку слова: дом, рак, луна, совы, банан, лампа, коса, шум, шапка, рак.
Исследование состояния фонематического синтеза.
18) Цель: выявить составление слова из трех звуков
Инструкция: «Я буду произносить звуки, ты соединяй их по порядку в слово. Составишь слово, назови слово».
Процедура: экспериментатор предлагает звуки: ж, у, к; р, а, к; д, о, м; с, о, к; к, о, т; л, у, к; п, о, л; р, о, т; н, о, с; л, а, к;
19) Цель: выявить составление слова из четырех звуков
Инструкция: «Я буду произносить звуки, а ты соединяй по порядку в слово. Составишь слово, назови его».
Процедура: экспериментатор предлагает звуки: р, у, к, а; с, т, о, л; т, а, н, к; с, а, д, ы; ш, у, б, а; у, т, р, о; м, у, к, а; к, а, ш, а; м, о, с, т; р, а, м, а;
20) Цель: выявить составление слова из пяти звуков.
Процедура и инструкция: «Я буду произносить звуки, а ты соединяй по порядку в слово. Составишь слово, назови его».
Экспериментатор предлагает звуки: д, о, с, к, а; ш, а, п, к, а; т, р, а, в, а; м, ы, ш, к, а; к, у, к, л, а; к, о, ш, к, а; з, а, м, о, к; с, у, м, к, а; с, о, с, н, а; р, ы, н, о, к;
Исследование фонематических представлений
21) Цель: выявить слово, придуманное на заданный звук
Процедура и инструкция: «Я назову звук, а ты – придумай слово, которое начинается на звук…»
Экспериментатор предлагает звуки (к, м, н, р, ш, т, с, д, в, ж) (всего 10 звуков).
22) Цель: выявить слово, придуманное с заданным звуком в середине слова
Процедура и инструкция: «Я назову звук, а ты попробуй проявить фантазию – придумай слово со звуком… в середине».
Экспериментатор предлагает звуки р, с, м, н, к, т, л, х, м ш (всего 10 звуков).
23) Цель: выявить слово, придуманное с заданным звуком в конце слова
Процедура и инструкция: «Я назову звук, а ты – придумай слово, которое заканчивается на звук ….»
Процедура: экспериментатор предлагает звуки (м, т, ш, н, к, с, р, п, л, ч) Всего 10 звуков.
Для исследования фонематической системы у старших дошкольников каждой группе были предложены одинаковые задания. Результаты каждого ребенка занесены в протокол. Задания оценивались по следующим критериям.
Для исследования звукопроизношения в заданиях:
3) произношение изолированных звуков (по подражанию логопеду);
4) произношение в словах;
5) произношение во фразах, насыщенных проверяемым звуком;
побалльная система не предусмотрена
Критерии оценки:
– 1 балла – правильный ответ,
– 2 балл – правильный ответ после второго повторения,
– 1 балл – неправильный ответ или невыполнение.
Максимальная оценка – 30 баллов при выполнении следующих заданий:
6) повторение слогов в сочетании из двух слогов;
7) повторение слогов в сочетании из трех слогов;
Полезная информация:
Лабораторная работа «Измерение времени простой сенсомоторной реакции»
Цель лабораторной работы: Измерение времени простой сенсомоторной реакции на световой и звуковой раздражители. Приборы и принадлежности: Устройство психофизиологического тестирования «Рефлексометр». Краткая теория: Время реакции человека – интервал времени от начала воздействия на организм какого-л ...
Библиотека – медиатека муниципального общеобразовательного учреждения «Сахарозаводская
средняя общеобразовательная школа»
Одним из приоритетов современного образования становится проблема формирования креативной личности. А важнейшим механизмом создания творческой разносторонней личности можно назвать информатизацию школьного образования, повышение информационной культуры педагога и ученика. В 2005 году в нашей школе ...
Понятие и характеристика умственной отсталости
Согласно общепринятой оценке, умственной отсталостью страдает приблизительно 2,5-3 % всего населения. По данным, опубликованным в начале 1990-х гг., в мире насчитывалось около 7,5 миллионов людей с умственной отсталостью. При этом лишь у 13 % из этого числа умственная отсталость достигла степени бо ...