Организация исследования и характеристика испытуемых

Страница 2

При изучении периода раннего развития детей с общим недоразвитием речи было обнаружено, что у всех немного (на 2 недели – месяц, по сравнению с нормой) задерживались сроки психомоторного развития: позже, чем другие дети начали удерживать головку в вертикальном положении (2 человека), овладели ходьбой к 13–14 месяцам (3 чел.). Родители всех детей отмечают частые простудные заболевания, которые сопровождаются высокой температурой. У двоих из них подъем температуры сопровождался судорогами.

Раннее речевое развитие детей также имеет особенности:

– речь неразборчивая, неполная;

– фразовая речь появилась к 3 годам;

– присутствуют искажения звуковой структуры слов;

– медленное обогащение словаря;

– аграмматизмы в речи.

У детей с нормальной речью период раннего развития проходил без задержек. Простудными заболеваниями до года болели трое детей, без подъема температуры и без осложнений. У двоих присутствуют аллергические заболевания. Со слов родителей, фразовая речь у этих детей появилась к двум годам, искажений звукослоговой структуры не наблюдалось.

Дети с общим недоразвитием речи находятся второй год в логопедической группе. За время коррекционного обучения у всех детей наблюдается положительная динамика речевого развития:

– артикуляционные движения выполняются в полном объеме, более точно, увеличилась длительность удержания заданного положения;

– автоматизированы и введены в речь звуки группы свистящих у восьми детей, звуки группы шипящих у семи детей;

– ведется подготовка для правильного произнесения звуков группы сонорных у девяти детей;

– дифференцируются звуки групп свистящих-шипящих (2 чел.) и звуков р – л (2 чел.)

– развиваются навыки словоизменения и словообразования;

– улучшилось умение составлять рассказ по картинке, рассказ-описание по плану, пересказывать;

– развиваются навыки фонематического анализа и синтеза;

– наблюдается улучшение состояния общей и пальчиковой моторики.

Со слов воспитателя, на занятиях проявляют познавательный интерес семь детей, у троих – познавательные способности снижены (это подтверждает и психолог). Внимание у всех детей группы неустойчивое. Пятеро – гиперактивные. Работоспособность этих детей в целом снижена. Быстро наступают признаки утомления, темп неравномерен. На фоне утомления может появиться как импульсивность, так и выраженная вялость, потеря интереса. У всех детей недостаточно сформирована регуляция собственной деятельности. Игровая деятельность этих детей в целом мало отличается от возрастной. Спецификой игры являются трудности саморегуляции. У двоих детей игра более упрощенная (преимущественно манипулятивного характера), наблюдаются трудности в удержании роли и соблюдении правил игры.

Со слов психолога, у всех детей недостаточно сформированы все виды высших психических функций (восприятие, память, внимание, вербально-логическое мышление). Наиболее затруднена работа по образцу (конструктивный праксис). Также отмечается невысокая речевая активность, сужение объема активного внимания, слухоречевого запоминания.

Дети с нормальной речью активно проявляют познавательный интерес на занятиях. Внимание, работоспособность, усидчивость этих детей оценивается воспитателем как достаточные. Все дети умеют соблюдать инструкцию. Регуляция поведения развита достаточно. Коммуникативные навыки соответствуют возрастным показателям. В игре многие дети (7 чел.) умеют распределять роли, соблюдают правила. Трое детей чаще претендуют на главную роль в игре, стремятся быть успешнее, чем другие. Высшие психические функции всех детей этой группы достаточно развиты.

Методика разработана на основе существующих методик обследования дошкольников с нарушениями речи таких авторов как Волкова Г.А., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Полезная информация:

Особенности обучения одарённых детей
Многие думают, что ребёнок, опережающий сверстников по уровню интеллекта, не будет встречать трудностей в учебных занятиях - ему уготовано более счастливое детство. В действительности же детей с ранним умственным расцветом могут ожидать немалые сложности и дома, и в школе свои драмы в ходе возрастн ...

Подходы к определению понятия «информационная культура личности»
Термин «информационная культура» в отечественных публикациях впервые появился в 70-х гг. Инициаторами привлечения внимания общественности к этому названию явились работники библиотек. Одними из первых работ, в которых использовалось это понятие, были статьи библиографов К.М. Войханской и Б.А.Смирно ...

Организация кружковой деятельности
Технические кружки создают на сравнительно длительное время в расчете на регулярные занятия с постоянным составом учащихся. Каждый кружок должен иметь программу и календарно-тематический план работы. Организовать работу многих кружков в одной и той же школе весьма сложно: не хватает квалифицированн ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru