II. Исследование слухового внимания и восприятия.
1) Оценка дифференциации музыкальных звуков.
Цель: выявить дифференциацию музыкальных звуков.
Оборудование: музыкальные инструменты – бубен, колокольчик, дудка.
Процедура и инструкция: Ребенку демонстрируются музыкальные инструменты (их название и звучание). Затем логопед предлагает поиграть в игру «Угадай инструмент», объясняет правила игры, (дает инструкцию).
«Я спрячусь за ширму и буду играть на каком-нибудь инструменте, а ты послушай внимательно и попробуй угадать, какой музыкальный инструмент звучал».
Предлагается: звук колокольчика, бубна, колокольчика, дудки, дудки.
2) Оценка определения направления источника звука.
Цель: выявить направление источника звука.
Оборудование: музыкальные инструменты – бубен, колокольчик, дудка.
Процедура и инструкция: «Ты закроешь глаза и попробуешь угадать, где звучит музыка. Если угадал – покажи рукой, откуда слышишь звук».
Предлагается: звучание справа, сверху, слева, справа, сверху.
Исследование звукопроизношения
3) Цель: выявить произношение изолированных звуков.
Процедура и инструкция. «Я буду произносить звуки, ты слушай и повторяй за мной». Экспериментатор произносит звуки: А, О, И, Э, П, М, Ф, Т, Н, К, Х, С, Ц, Ш, Щ, Ч, Р, Л, Й
4) Цель: выявить произношение звуков в словах
Материал исследования: предметные и сюжетные картинки (О.Б. Иншакова. Альбом для логопеда ).
на звуки [А], [О], [И], [Э] подбираются по 3 картинки, в названиях которых звук находится в начале, в конце, середине слова.
На звук [А] – арбуз, рука, карандаш.
На звук – [О] – облако, окно, корова.
На звук – [И] – игрушка, очки, книга.
На звук – [Э] – экран, колесо, полотенце.
На звук [У] – уши, парус.
– На звук [У] – картинки, в названиях которых звук стоит в начале и в середине.
– На звук [Ы] – картинки, в названиях которых звук стоит в конце и в середине.
На звук [Ы] – крыша, усы.
На звуки [П], [П], [М], [М], [Ф], [Ф], [Т], [Т], [Н], [Н], [К], [Х], [С], [С], [Ц], [Ш], [Щ], [Ч], [Р], [Р], [Л], [Л], [Й] – по 3 картинки (звук в начале, в конце, в середине слова).
На [П] – поезд, зуб, капуста,
На [П’] – петух, голубь, апельсин.
На [М] – майка, дом, замок.
На [М’] – медведь, помидор, семь.
На [Ф] – фонарь, кофта, шкаф.
На [Ф’] – фея, кофе, обувь.
На [Т] – тарелка, автобус, компот.
На [Т’] – телевизор, скатерть, картина.
На [H] – нос, санки, стакан.
На [Н’] – нитки, коньки, конь.
На [К] – кот, макароны, песок.
На [Х] – хлеб, горох, сахар.
На [С] – сумка, посуда, поднос.
На [С’] – сетка, апельсин, лось.
На [Ц] – цапля, кольцо, огурец.
На [Ш] – шапка, кошка, карандаш.
На [Щ] – щенок, ящик, плащ.
На [Ч] – часы, почка, ночь.
На [Р] – рука, топор, баран.
На [Р’] – река, кастрюля, календарь.
На [Л] – лампа, стул, белка.
На [Л’] – лимон, соль, котлета;
На [Й] – йод, чайка, гайка.
– На звуки [Б], [Б], [В] [В], [Г], [Г], [Д], [Д], [Ж], [З], [З], подбирают по 2 картинки в связи с оглушением данных звуков в конце слов.
На [Б] – баран, собака;
На [Б’] – бинокль, кабина;
На [В] – ваза, сова;
На [В’] – ветка, свинья;
На [Г] – гусь, виноград;
На [Г’] – гиря, сапоги;
На [Д] – дом, подушка;
На [Д’] – дерево, индюк;
На [Ж] – жук, пожар;
На [З] – забор, коза;
На [З’] – зебра, корзина;
5) Цель: выявить произношения во фразах, насыщенных проверяемым звуком.
Материал исследования: Предлагаются картинки, по которым можно построить примерные фразы:
Сова сидит на суку. Зоя с зайчиком ходила. Цып, цып, цыплятки. У кошки шубка и шапка. Жук жужжит. Щеткой чищу я щенка. Мила в лодочке плыла. Над полем, лебеди летели. В реке рак и рыба. На столе стоит стакан. Самолет построен из конструктора. Синица сидит на осине. Осенью осина красива.
Полезная информация:
Третий закон Ньютона
Изучение третьего закона Ньютона начинают с повторения опытов по взаимодействию тел (см. рис. 5), обращая внимание при этом на то, что каждое из тел действует на другое с некоторой силой. После этого следует еще раз рассмотреть взаимодействие двух тел при их вращательном движении (см, рис. 9) и зап ...
План индивидуальных занятий по совершенствованию памяти школьников
В ходе первичной диагностики в обследуемой группе учащихся мы выявили трёх детей, у которых способность к запоминанию, сохранению и воспроизведению информации развита хуже, чем у других учеников. Для улучшения их памяти был составлен план занятий. Таблица. Тематическое планирование занятий. № п/п Н ...
Адаптация учащихся к командно-игровым формам занятий
Опыт проведения игровых занятий в вузах, техникумах и школах показывает, что начало игры и сам процесс включения в нее доставляют новичкам психологический дискомфорт. Особенно трудно адаптируются к новым видам занятий учащиеся с так называемыми чистыми типами личности - субъективные интерналисты и ...