Определение школьной зрелости детей при подготовке к обучению в общеобразовательной школе является актуальной проблемой, т.к. дети с низким уровнем развития моторики тяжело адаптируются к условиям предстоящего школьного обучения. Указанные факты определяют важность превентивного воздействия на важнейшие показатели школьной зрелости, обеспечивающие их коррекцию до начала обучения в школе, что связано с необходимостью:
выявления детей, имеющих отставание в развитии функций, определяющих школьную зрелость;
включения в систему занятий физической культуры и средств, адекватно воздействующих на развитие двигательных функций необходимых для обучения в школе и способствующих адаптации.
Включение в занятия специальных упражнений и национальных подвижных игр позволило организовать педагогический процесс, обеспечивающий повышение школьно-необходимых функций. При оценке школьной зрелости необходимо корректировать в процессе занятий средства физического воспитания. Учитывая большое значение функций пространственного анализа, координационных способностей в психофизическом развитии детей и игровой деятельности, были включены национальные подвижные игры, направленные на развитие двигательных качеств пространственно-различительных функций анализаторов и развитие координационных способностей.
Подобранные игры включались в основную часть занятий с отведением до 20-30% времени, а также на прогулках, спортивных праздниках и развлечениях. Большое внимание уделялось развитию моторики, т.е.на игры проводимые с мелкими предметами: палочками, шариками, шнурками и т.д. (Рис.2.)
Анализ результатов показал, что у детей экспериментальных и контрольных групп отсутствовали достоверные различия и отмечены следующие факты:
пропусков детского сада по причине заболеваний простудного характера в 2 раза меньше, чем в контрольной группе;
- в экспериментальной группе отмечен меньший процент детей, не выполняющих тесты, характеризующие школьную зрелость Проведение занятий с детьми на свежем воздухе в течение всего года, способствовало улучшению иммунных функций организма к респираторным заболеваниям.
Рис.2 Примерное распределение средств разной направленности в экспериментальной группе дошкольников (в %)
Результаты исследования школьной зрелости по тестам Керна-Ирасека, и Н.Озерецкого, представленные в таблице 5, позволили выявить следующие факты: 87% обследованных детей, получили оценку по тесту Керна-Ирасека 9 и более баллов, а в тесте "Вырезание круга" 65% детей не справились с заданием. Не выполнение теста Керна-Ирасека характеризует недос-таточность развития аналитико-синтетической деятельности мозга, пространственного воображения, глазомера и требует применения специальных упражнений. Стимулировать процесс созревания организма детей, формирование школьно-необходимых двигательных функций осуществляется за счет применения средств физического воспитания в режиме дня дошкольников ( Таблица 6.) . Анализ экспериментального материала, позволил разработать средства, формы и методы занятий физическими упражнениями детей дошкольного возраста, где при подборе средств физического воспитания и планировании нагрузок учитывалась динамика двигательной активности. Данные, характеризующие улучшения показателей школьной зрелости в ходе педагогического эксперимента приведены в таблице 7.
Таблица 6 Показатели школьной зрелости детей дошкольного возраста
Тест |
n |
Дети не выполнившие тест (%) |
Дети выполнившие тест (%) |
Керна-Ирасека |
212 |
87 |
13 |
Н. Озерецкого |
212 |
76 |
24 |
Полезная информация:
Сущность понятия «милосердие»
Понятие «милосердие» вернулось к нам пройдя большой путь. В послереволюционный период оно считалось отжившим, включалось в некоторые словари русского литературного языка как нечто архаичное, требующее разъяснения. В словарях милосердие определяется как: «Сердолюбие, сочувствие, любовь на деле, гото ...
Воспитательная система: характеристика основных компонентов и этапов
развития
Появление в педагогике понятия «воспитательная система» обусловлено влиянием на теорию и практику воспитания идей системного подхода, получивших широкое распространение в современной науке. Это понятие в настоящее время становится все более распространенным, и есть все основания считать, что в ближ ...
Проблема речевого развития младшего школьного возраста в
научной литературе
Связная монологическая речь, представляя собой многоаспектную проблему, является предметом изучения разных наук — психологии, лингвистики, психолингвистики, социальной психологии, общей и специальной методики. В психологической и психолингвистической литературе связная (или монологическая, или конт ...