Внеучебная деятельность, как развивающая среда позволяет развивать социальные компетентности, но, по средствам, каких организационно-педагогических условий не представленных в учебной деятельности? И так, перечислим ещё раз выделенные нами условия, влияющие на проявления и развития социальной компетентности студента в культурно-досуговой деятельности:
свобода выбора;
свобода действия;
свобода слова;
разноплановость видов деятельности;
востребованность талантов и умений;
условия ответственности;
запрос на высокий уровень общения и коммуникативных связей;
взаимодействие между участниками.
Таким образом, соблюдаются ли эти условия в развивающей среде культурно-досуговой деятельности?
Мы выделили два направления культурно-досуговой деятельности в КрасГУ:
- систематического характера: коллективы студенческого клуба КрасГУ;
- циклического характера: мероприятия, проводимые факультетами.
Рассмотрим эти направления в качестве развивающей среды.
Приведя анализ документации, было подробно изучено «Положение о студенческом клубе КрасГУ», положения творческих коллективов и должностных инструкций руководителей. В результате этого выявились основные направления работы студенческого клуба, и работы коллективов, их основные задачи и формы контроля. Можно сказать, что пункты положения не противоречат развитию и проявлению творческих способностей студентов. В результате анализа было выявлено разделение коллективов на:
имеющих «профессионального, взрослого» руководителя;
не имеющих как такового (руководители – студенты либо аспиранты).
К первым относятся: Хор КрасГУ, фольклорная студия «Лада», народно-танцевальный ансамбль «Раздолье», Театр-студия.
Ко вторым относятся: команды КВН, танцевальные коллективы «Экстремум», «Без комментариев», бард-клуб «БомБАРДировщики».
Чтобы пронаблюдать, в каких коллективах студенческого клуба соблюдаются выделенные нами организационно-педагогические условия, влияющие на проявления и развития социальной компетентности, был применен метод включенного наблюдения. На протяжении всего учебного года посещались репетиции и собрания всех коллективов студенческого клуба КрасГУ.
Ко всем коллективам были выдвинуты одинаковые условия развивающей среды, влияющие на проявления социальной компетентности:
свобода выбора (выбор стратегии развития, направления, хода работы и репертуара за руководителем или коллективом в целом);
свобода действия (не ограниченность жесткими рамками, креативность в подходе);
свобода слова (можно свободно выражать свои мнения, мысли, планы и стремления, выражать не согласие);
инициативность;
востребованность талантов и умений;
ответственность за деятельность коллектива;
общение и его влияние на результаты деятельности.
Анализ представлен в виде таблицы.
На основании данных, мы делаем вывод, что не во всех коллективах организационно-педагогические условия выполняются на все сто процентов. Коллективы, которые находятся в строгих творческих рамках под руководством «взрослого» руководителя, который определяет ход работы, выбор репертуара, ограничивают свободу слова, выбора и действия члена коллектива. К таким относятся: Хор, «Лада», «Раздолье», Театр-студия. Полное соблюдение организационно-педагогических условий присуще коллективам с «молодым» руководителем, который наравне со всеми принимает участие в жизни коллектива, к таким относятся: командам КВН, танцевальным коллективам «Экстремум» и «Без комментариев», бард-клубу «БомБАРДировщики». Что касается инициативности, то она открыто приветствуется в коллективах, которые, можно сказать существуют за счет инициативы самих участников (КВН, барды, «Экстремум»). В «Раздолье» и Театр-студии, как оказалось инициатива не приветствуется – коллективы работают по шаблонам (есть сценарии, и танцы, ничего нового придумывать не надо). Руководители Хора и «Лады» иногда дают возможность проявлению инициативы студентам, это выражается в возможности выслушать их предложения по поводу репертуара на будущее, но это происходит не всегда.
В течение всего учебного года (2004-2005) был исследован ряд циклических мероприятий проводимых в Университете, а именно «День первокурсника», «Прошу слова» и «Дни факультета». Ко всем мероприятиям, также были выдвинуты одинаковые требования на наличие организационно-педагогических условий, влияющих на проявления социальной компетентности:
свобода выбора: студент сам в праве выбирать направление и ход работы для более удачного проведения открытия, праздничного концерта; либо собственное планирование хода работы;
свобода действия: не ограниченность жесткими рамками и предписаниями;
свобода слова: свободное выражение своих мыслей, идей, планов, способов реализации;
разноплановость видов деятельность: широкий и разнообразный спектр видов деятельности (от рисования плакатов, до организации концерта);
Полезная информация:
Разработка проекта «Формирование системы информационного образования школьников
МОУ «Сахарозаводская сош»
Проект Школа и библиотека есть альфа и омега образования» Доминго Ф. Сармиенто Проблема: Отсутствие системы информационного образования школьников. Определение: Информационная культура личности – одна из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения и системы знан ...
Традиционный и проектный подход к обучению
Традиционный метод обучения, практикуемый в большинстве школ во всем мире, отличается тем, что в центре учебного процесса находится преподаватель. Обучение, ориентированное на преподавателя может быть эффективным в тех случаях, когда: - идет процесс передачи информации, которую учащимся сложно найт ...
Направления коррекционно-развивающей работы по развитию мышления учащихся с
умственной отсталостью на уроках швейного дела
При установлении различий между объектами учащиеся, пишет исследователь Т.В. Башаева, с интеллектуальной недостаточностью говорят более детально об их признаках (сравнивают размер, цвет) и употребляют более разнообразные суждения, чем при определении их сходства. Снижение возможности обобщения – эт ...