Диагностика уровня формировании культуры потребления подростками информации телевизионных СМИ

Образование и воспитание » Формирование у подростков культуры потребления информации телевизионных СМИ » Диагностика уровня формировании культуры потребления подростками информации телевизионных СМИ

Страница 1

Эмпирическое исследование было начато нами в апреле 2009 года, когда в экспериментальной группе были проведены предварительные беседы о специфике взаимодействия зрителей с виртуальной реальностью телевизионных программ и проблеме социально-психологического воздействия телевизионных СМИ на сознание человека. Встречи с членами экспериментальной группы на тематических классных часах, посвященных свободному общению на эти темы показали, что, при общей заинтересованности ребят, обнаруживается низкий уровень их коллективного и индивидуального рефлексирования. Это выражалось в следующих факторах: в неумении участников эксперимента ни устно, ни письменно логически грамотно выражать свои мысли; они были не способны контролировать в процессе рассуждения свои эмоции; не умели слушать друг друга и, как следствие этого, не были способны опираться для развития процесса коллективного мышления на удачные мысли партнеров по общению.

В заключение предварительного этапа исследование нами было проведено специальное занятие, посвященное освоению технологии самоанализа разработанной исследователем В.И. Ильиным. По заданному алгоритму члены экспериментальной группы предприняли попытку индивидуальной самоидентификации, проясняя для себя ключевые положения, входящие в это понятие. В результате коллективной рефлексии, проведенной после эксперимента в форме письменного свободного опроса с фиксированными вопросами, предполагающими вариативные ответы выяснилось что:

большинство испытуемых (24 человека) положительно восприняли задание и с интересом его выполняли (письменная рефлексия);

15 ребятам показалось, что процесс саморефлексии труден, но вполне доступен для выполнения;

9 ребят признались, что некоторые задания им оказались не под силу;

один человек воспринял предложенную матрицу для размышления как слишком для него трудное задание, которое он (в категорической форме) не способен выполнить;

наибольшие затруднения ребят были связаны с определением социальной самоидентификации, своего социального и культурного потенциала, а так же того как его сегодняшнее место в жизни, определяет его мировоззрение (габитус).

Полученные результаты констатировали, что у ребят существует определенная проблема с развитием культуры критического мышления. Отсутствия её мешает им дать адекватную, объективную оценку своим социальным действиям и поступкам, а так же конструктивно оценивать происходящие события в их жизни и жизни общества, в том числе и виртуальной реальности, которую конструируют телевизионные СМИ.

Собранная информация стала основанием для подготовки и проведения эксперимента по теме нашего исследования, который проходил с 14 января по 13 февраля 2010 г., в период 6-тидневных рабочих дней.

На констатирующем этапе исследования нами была проведена комплексная экспресс-диагностика, разработанная на основе психолого-педагогических технологий, применяемых в практике научно-практической деятельности известными специалистами в области деятельности СМИ (Н.П. Богомоловой, Л.Д. Фомичевой и В.Д. Повзун), которая позволила определить первоначальный уровень сформированности культуры потребления информации телевизионных СМИ.

Диагностическая карта (см. приложение.) была разделена па четыре блока, которые мы закодировали под буквами: А (оценка коммуникативного уровня культуры потребления телевизионной информации), Б (оценка когнитивного (творческого) уровня культуры потребления), В (оценка рефлексивно-деятельностного уровня культуры потребления), Г (оценка эмотивного (ценностного) уровня культуры потребления).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Полезная информация:

Понятие вредных привычек
Вредными привычками принято считать курение, употребление спиртных напитков, а также употребление наркотических и психотропных веществ. Как в медицинской, так и психолого-педагогической деятельности данная проблема занимает важное место, к решению которой следует подходить не теоретически, а с прак ...

Классификация методов обучения по дидактической цели
В данной классификации выделяют следующие методы обучения: — методы приобретения новых знаний; — методы формирования умений и навыков; — методы применения знаний; — методы закрепления и проверки знаний, умений, навыков. В качестве критерия подразделения методов на группы по этой классификации высту ...

Развитие фонетико-фонематического строя речи
Одно из значений слова фонетика — звуковой строй языка. Освоение ребенком звукового состава языка лежит в основе развития речи и базируется на способности слышать, узнавать и различать речевые звуки. Иными словами, особенность формирования речи напрямую зависит от степени развития фонематического с ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru