Становление индивидуальной социальной реальности подростка происходит под воздействием различных надиндивидуальных реальностей, представляющих из себя разные виды социальной среды.
Одной из разновидностей социальной среды является информационная среда, которая, согласно базовому определению окружающей среды, представляет собой совокупность информационных условий и влияний, обеспечивающих возможность удовлетворения потребности человека в получении информации и информационном взаимодействии. Кроме того, информационная среда образуется совокупностью: субъектов информационного взаимодействия или воздействия; собственно информации, предназначенной для использования субъектами информационной сферы; информационной инфраструктуры, обеспечивающей возможность осуществления обмена информацией между субъектами; общественных отношений, складывающихся в связи с формированием, передачей, распространением и хранением информации.
Отличительной чертой данного вида среды является то, что она в большинстве случаев используется в качестве "психологического орудия" (по Л.С. Выготскому) социального воздействия на человека. В этом качестве информационная среда является важнейшим фактором социализации индивида, а так же формирования индивидуального и общественного сознания. Именно она выступает тем средством, с помощью которого общество транслирует индивиду нормы, ценности и стереотипы поведения, именно она оказывает непосредственное влияние на формирование социального поведения личности.
Вместе с тем возрастающий темп информатизации общества обостряет экопсихологические проблемы во взаимоотношениях между человеком (обществом) и информационной средой, ибо технократический подход к информатизации общества таит в себе угрозы, сопоставимые по масштабам с угрозой ядерной и экологической катастроф. Поэтому в ряду многих проблем психологии информационной среды (СМИ, интернет-среда и др.) особое место занимает проблема информационно-психологической безопасности. Соответственно, идеей разработки данного исследования является обеспечение психологической защищенности основных интересов личности, общества и государства от угроз, связанных с воздействием информационной среды на психику подростков.
Одним из наиболее распространенных видов информационной среды является телевидение. Телевидение как средство передачи информации коренным образом отличается от всех остальных. Если слово всегда обозначает понятие и тем самым предлагает некоторую абстракцию, то картинка только показывает вещь. Изображение изначально менее когнитивно нагружено, чем слово: слово требует распознавания своего истинного значения, тогда как изображение взывает скорее к эмоциям, чем к разуму. Оно просит нас чувствовать, а не думать.
Влияние телевидения на детей и подростков огромно, они черпают оттуда жизненные идеалы, ценности и способы поведения, причем влияние западного (прежде всего американского) телевидения на развивающиеся страны оцениваться исследователями неоднозначно. Проповедуя американские жизненные ценности, оно, с одной стороны, демонстрирует возможности личности в достижении своей цели, а с другой - насаждает индивидуализм и насилие, а это абсолютно не совпадает с исконными национальными ценностями.
Доказательством этому служит множество аудиовизуального материла, в котором формы насилия негласно приняты за норму и такая информация является доступной для любого человека, имеющего телевизор или ПК. Воспринимая данную информацию, не любой человек осознаёт, что она направлена на социально-психологическое программирование его личности.
Однако и наше отечественное телевидение в последние годы мало чем уступает в этом отношении американскому. Исследователи подчеркивают, что наибольшее влияние телевидение оказывает на подростков, когда идет бурный процесс социализации, и впечатлительные зрители не только идентифицируют себя с героями передач, но и переносят заимствованные модели в реальную жизнь.
Тема и практическая значимость данного исследования определяется необходимостью разрешения следующих противоречий между, тем что:
информация является разновидностью интеллектуально-духовного товара (продукта), но общество не осознало этот факт на должном уровне, что приводит к многочисленным нарушениям прав потребителя (в т. ч. подростков);
потребление информации, транслируемой телевизионными СМИ требует определенной потребительской культуры и отсутствием таковой у подростковой аудитории;
информация, являясь средством социальной коммуникации - выполняет функции моделирования общественного и межличностного поведения, общения и объединения людей (в т. ч. подростков), социального ранжирования и обмена ценностями и отсутствием общественного и государственных механизмов обязывающих СМИ нести должную социальную ответственность за эту деятельность.
Необходимость разрешения этих противоречий обусловили актуальность темы данного исследования "Формирование у подростков культуры потребления информации телевизионных СМИ (социально - педагогический аспект)".
Объект исследования: культура потребления подростками информации телевизионных СМИ.
Предмет исследования: социально-педагогическое сопровождение подростков в процессе формирования культуры потребления информации телевизионных СМИ.
Цель исследования: определить формы и методы повышения культуры потребителей телевизионной информации, которые станут основой разработки специальной программы для подростков.
Для достижения цели исследования были поставлены и решены следующие задачи:
1. Произвести теоретический анализ научной литературы, рассматривающей:
а) потребление информации как социальное взаимодействие;
б) информационную среду, как инструмент социально-психологического воздействия на сознание и подсознание подростков;
в) развитие критического мышления у подростков;
2. Определить психолого-педагогические факторы влияния информации телевизионных СМИ на формирование норм поведения подростков;
3. Определить особенности социально-педагогического сопровождения подростка в процессе формирования культуры потребления информации от телевизионных СМИ;
4. Провести опытно-экспериментальную работу в 9 "а" классе МОУ СОШ № 24, направленную на формирование культуры потребления информации телевизионных СМИ;
5. Разработать методические рекомендации и оформить их в виде программы социально-педагогического сопровождения подростков в процессе формирования культуры потребления информации телевизионных СМИ.
Теоретический анализ проблемы позволил выдвинуть следующую гипотезу - формирование у подростков культуры потребления информации телевизионных СМИ способствует сохранению их субъектности, и благотворно влияет на формирование норм поведения, которые способствуют успешной социальной идентификации их личностей с современным обществом, если развиваются их коммуникативные, когнитивные (творческие), рефлексивно - деятельностные способности и эмотивные (ценностные) ориентации.
Методологической основой являются теоретические положения, раскрытые в работах ученых: Ж. Бадрийяра, Н. Н Богомоловой, А.Е. Войскунского, О.С. Газмана, А.И. Демидова, Т.В. Евгеньевой, Б.В. Зейгарик, В.И. Ильина, В.В. Козловского, И.С. Кона, В.Е. Лепского, Э.В. Лидской, Е.В. Листвиновой, М.О. Мдивани, О.В. Менделееевой, М.О. Мордвина, И.В. Муштавинской, Е.А. Науменко, В.И. Панова, Ю. Папушина, В.Д. Повзун, Г.Г. Почепцева, Е.Г. Репринцевой, А.В. Федорова.
Практическая значимость данного исследования обуславливается тем, что разработанная в итоге его программа может быть использована для создания специального курса в контексте дополнительного образования подростков.
В ходе исследования использовались следующие методы и формы работы: научное наблюдение, беседа, анкетирование, воспитательное мероприятие в форме группового решения, рефлексивный анализ и др.
База исследования: МОУ СОШ № 24 п. Юрты, экспериментальная группа - 9 "а" класс.
Полезная информация:
Защита прав особая проблема государства и общества в целом
Главной задачей правового образования является обеспечение каждому ребёнку оптимальных условий развития индивидуальных способностей, возможности самореализации вне зависимости от его психофизических особенностей, индивидуальных различий, иными словами защита прав ребёнка на любом этапе его развития ...
“Погружение” как модель интенсивного обучения с применением суггестивного
воздействия
Подробное описание “погружения” мы находим у Р.М.Грановской. Под “погружением” она понимает “активный метод обучения с элементами релаксации, внушения и игры”, причем под понятиями “погружение” и “суггестопедия” она ставит знак равенства. Она отмечает, что в отличие от других методов обучения, в ос ...
Виды профессиональной деятельности педагога-психолога
Согласно "Общей характеристике специальности 031000 Педагогика и психология" основными видами деятельности педагога-психолога являются коррекционно-развивающая, преподавательская, научно-методическая, социально-педагогическая, воспитательная, культурно-просветительская и управленческая. К ...