Заключительный этап исследования – контрольный.
Цель контрольного этапа – получения данных, подтверждающих или опровергающих нашу гипотезу, выявление влияния использования театральных игр и театрализованных постановок на общий уровень развития речи у детей в контрольной группе по сравнению уровнем на момент констатирующего тестирования. С этой целью было проведено контрольное тестирование. Контрольное тестирование проводилось по той же методике, что и на констатирующем этапе.
Проводя повторное диагностирование уровня развития речи после формирующего этапа, мы использовали виды заданий аналогичные первым, пересказ и рассказ-описание. Для пересказа мы взяли рассказ «Братишка» В.Вересаев. В результате тестирования были получены следующие результаты.
25% детей имеют высокий уровень развития связанной речи. Для них характерно хорошее владение речевыми умениями; самостоятельность и инициативность в придумывании сказок, рассказов, нет повторений рассказов других, используются разнообразные средства выразительности; интерес к аргументации, доказательству, широкое использование их в речи; инициативность в общении.
50% детей имеют средний уровень развития речи. При пересказе эти дети допускают пропуски, логические ошибки, но исправляются самостоятельно при помощи взрослых и сверстников; проявляют интерес к речевому общению, но нет активности.
25% детей имеют низкий уровень развития речи. Он допускает содержательные и смысловые ошибки в пересказах, в самостоятельных рассказах; при пересказывании требуется помощь взрослого; пропускаются структурные компоненты повествовательного рассказа; в творческом рассказывании недостаточно самостоятелен (повторяет рассказы сверстников).
Уровень развития |
Количество человек |
% |
Высокий |
3 |
25% |
Средний |
6 |
50% |
Низкий |
3 |
25% |
Всего |
12 |
100% |
Отобразим полученные результаты на диаграмме (рисунок 2).
Рисунок 2. Диаграмма диагностики развития речи при использовании методики «пересказа текста» и «рассказ-описание» у детей старшей группы в контрольном тестировании
Для того что бы лучше увидеть изменение уровня развития речи, данные констатирующего и контрольного этапа мы отобразим на сравнительной гистограмме (Рисунок 3).
Рисунок 3. Сравнительная гистограмма результатов констатирующего и контрольного тестирования
В результате совместных усилий педагога и родителей произошли заметные изменения в детской речи, показатели низкого уровня уменьшились почти в 2.5 раза, 50% детей имеют средний уровень.
Результаты формирующего этапа:
- расширились представления об окружающем мире;
- значительно расширился детский словарь;
- улучшилась звуковая культура речи (четкость произношения, интонационная выразительность и др.;
Полезная информация:
Понятие и сущность педагогического мастерства
В настоящее время в психолого-педагогической литературе понятие педагогического мастерства характеризуется множественностью и неоднозначностью его трактовок (Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, А.В. Петровский, Ю.П. Азаров, М.М. Кашапов, Ю.Н. Кулюткин, В.В. Сериков, В.А. Сластенин, и др.). За каждой из ни ...
Актуализация познавательной деятельности учащихся
В активизации познавательной деятельности учащихся большую роль играет умение учителя побуждать своих учеников к осмыслению логики и последовательности в изложении учебного материала, к выделению в нем главных и наиболее существенных положений. В средних и старших классах этот прием служит действ ...
Психолого–педагогические особенности младшего
дошкольного возраста
Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения. С 3–4 лет происходят существенные изменения в характере и содержании ...