Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью

Страница 1

В странах Западной Европы и США термины «олигофрения», «имбецильность», «идиотия» практически не используются. Оксфордский словарь (1989) определяет олигофрению как «слабоумие» (термин, альтернативный термину «умственная отсталость») и раскрывает понятие так: «Пониженное общее интеллектуальное функционирование, проявляющееся в период развития до восемнадцати лет и сопряжённое с затруднением в процессах обучения, социальной адаптации и созревания». Многолетний опыт работы специалистов с детьми этой категории, описанный у В.М. Мозгового (2006), показал, что потенциальные возможности их развития довольно значительны. В специальной педагогике и специальной психологии приведено множество сведений о развитии детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью. В настоящее время эти нарушения классифицируются в соответствии с Международной классификацией болезней 10-го пересмотра как «умеренная», «тяжёлая» умственная отсталость.

Как отмечает Л.М. Шипицына, подразделение по степени выраженности интеллектуального дефекта имеет определенное клиническое значение, так как глубина поражения влияет на особенности клинических проявлений . Также оно имеет и практическое значение, поскольку в зависимости от степени выраженности дефекта решается вопрос о типе учреждения, куда рекомендуют направить ребёнка для обучения.

По МКБ-10 выделяют: умственная отсталость (F70-F73)

Для идентификации степени умственной недостаточности рубрики F70-F73 употребляются со следующим четвертым знаком:

.0 С указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения

.1 Значительное нарушение поведения, требующее ухода и лечения

F70 Умственная отсталость легкой степени

Включено: слабо выраженная умственная субнормальность слабоумие

F71 Умственная отсталость умеренная

Включено: умственная субнормальность средней тяжести

F72 Умственная отсталость тяжелая

Включено: резко выраженная умственная субнормальность

F73 Умственная отсталость глубокая

Включено: глубокая умственная субнормальность

У психолога С.Л.Рубинштейн мы находим, что основной контингент учащихся специальной школы VIII вида составляют дети с легкой степенью умственной отсталости – дебильностью. Как правило (в 80-85% случаев), это дети с клиническим диагнозом «олигофрения». Но понятие «умственная отсталость» шире, чем понятие «олигофрения», поэтому у части учащихся умственная отсталость является результатом целого ряда других патологических состояний ЦНС - так называемая умственная отсталость неолигофренического происхождения [41].

Проблеме умственной отсталости в отечественной дефектологии всегда уделяли большое внимание. В 60-х годах XX века интерес к ним еще более возрастает. Г.Е. Сухарева, М.С. Певзнер, О.Е. Фрейеров, М.Г. Блюмина, И.Л. Юркова, М.М. Райская, Д.Е. Мелехов, В.Ф. Шалимов, В.М. Явкин и ряд других ученых внесли неоценимый вклад в теорию и практику специальной педагогики. Пути изучения проблемы умственной отсталости были четко сформулированы Г.Е. Сухаревой, которая рассматривает их в трех аспектах - биологическом, клиническом и социальном.

Биологический аспект предполагает необходимость тесной связи детской психиатрии с такими смежными науками, как эмбриология, биохимия, медицинская генетика, поскольку достижения в области данных наук способствуют раскрытию патогенеза некоторых форм слабоумия;

Клинический аспект предполагает необходимость дальнейшего расчленения олигофрении, представляющих сборную группу из различных по этиологии и патогенезу болезненных состояний, на отдельные клинические формы. При этом требуется подробное изучение соматического состояния и психопатологической картины с использованием современных методов обследования (патофизиологического, биохимического, серологического и др.);

Аспект социально-трудовой адаптации предполагает необходимость разработки посильных для лиц с явлениями умственной отсталости трудовых рекомендаций.

В своей книге С.Я. Рубинштейн обращается к работе С.С. Ляпидевского «Клиника олигофрении», ставшей на многие годы настольной книгой отечественных дефектологов . В ней обобщены исследования отечественных специалистов, дана клинико-психолого-педагогическая характеристика умственно отсталых учащихся. Наиболее приемлемой для решения задач олигофренопедагогики считается классификация, разработанная известным отечественным дефектологом М.С. Певзнер для детей-олигофренов. Поскольку в педагогической практике различные этиология и локализация поражения коры головного мозга могут давать одинаковые картины с психолого-педагогической точки зрения, это позволяет экстраполировать принципы этой классификации на весь контингент учащихся.

Страницы: 1 2 3 4

Полезная информация:

Реализация совокупности субъектно-ориентированных форм и видов воспитывающей деятельности
Необходимым педагогическим средством, обеспечивающим успешность воспитания социальной активности детей наряду с проектированием содержания воспитания и подготовленностью педагогов к воспитанности является реализация совокупности субъект-ориентированных форм и видов воспитывающей деятельности, интег ...

Основные принципы экологического образования и воспитания учащихся
Любой вид деятельности, в том числе и природоохранной, опирается на ряд принципиальных положений и убеждений. Среди них наиболее важными, на наш взгляд, являются следующие: формирование ответственного отношения к природной среде рассматривается как составная часть воспитания. В этом процессе необхо ...

Средства и методы адаптивного физического воспитания детей с ДЦП в дошкольном возрасте
Физическое воспитание является важной частью общей системы обучения, воспитания и лечения детей с церебральным параличом. Вопросы физического воспитания этих детей рассмотрены в работах М.В.Ипполитовой, Р.Д.Бабенковой, В.А. Бубновой. Основной целью физического воспитания является развитие двигатель ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru