организация самоконтроля.
Больший акцент мы сделали на форму организации самоконтроля, так как считаем, что задача современного учителя: научить ученика самостоятельно управлять своей познавательной деятельностью. Научить его умению анализировать предстоящую деятельность, актуализировать необходимые знания, планировать (предварительный контроль), организовывать ее выполнение своими силами и в процессе выполнения намеченного осуществлять контроль (процессуальный). После выполнения учить осуществлять итоговый контроль своей деятельности.
В работе мы представили организацию уроков самоконтроля в развивающем и в традиционном обучении. Выделили их отличия.
Мы рассмотрели формы по количеству учащихся:
индивидуальный контроль
групповой контроль
фронтальный контроль.
По способу оформления ответов учащихся:
устная проверка
письменная проверка.
Рассмотрели два подхода к оцениванию контрольных работ: традиционный (работа оценивается по количеству допущенных ошибок) и предложенный Н.Б. Истоминой [14; с. 4] (работа оценивается по количеству правильно выполненных заданий).
В третьей главе мы описали опытно - экспериментальный исследования по организации самоконтроля в начальных классах по математике.
Проведенная анкета и контрольная работа на констатирующем этапе выявила очень низкие умения самоконтроля.
Констатирующая контрольная работа показала, что необходимо проводить специальную работу по формированию самоконтроля на уроках математики. В ходе формирующего эксперимента были апробированы 5 уроков специально разработанных и имеющих следующие цели:
дать понятие учебного действия контроля;
учить осуществлять прогнозирующий, процессуальный, итоговый контроль.
Повторные контрольные работы и анкета выявили высокую степень сформированности умений самоконтроля, следовательно, использованные виды работ положительно влияют на процесс формирования самоконтроля и повышения успеваемости.
В нашей работе мы выявили следующие условия для успешной организации контроля и самоконтроля:
Понимание учителем специфики проведения контроля и самоконтроля на уроках математики.
Необходимость формирования трех видов самоконтроля у учащихся (предварительного, процессуального, итогового).
Систематическое использование самоконтроля на всех этапах урока.
Формирование потребности самоконтроля при решении учебных задач не только на уроках математики, но и на уроках по другим дисциплинам.
Таким образом, цель работы достигнута и подтверждена выдвинутая нами гипотеза.
Полезная информация:
Структура системного подхода к профессиональному самоопределению
учащихся
Самоопределение – это целенаправленный процесс, в течение которого человек присваивает общественные ценности, индивидуально их преломляя. К его механизмам многие авторы относят идентификацию и обособление (А.В. Мудрик, В.С. Мухина, Д.И. Фельдштейн). Процесс самоопределения в ранней юности, возможно ...
Сервисные аспекты организации досуга в детских учреждениях
Сервисно-досуговая деятельность является одним из существенных ресурсов оптимизации социальной активности детей, обладает способностью стимулировать процесс социализации и самореализации личности. К средствам, обеспечивающим детское развитие, традиционно относят игру, общение детей с взрослыми и св ...
Методика подготовки к территориальному чемпионату России
Общеизвестно, что современные достижения невозможны без применения больших нагрузок. Но они дают эффект только в том случае, если чередуются с малыми и средними, создавая тем самым условия для сверх восстановления организма после больших нагрузок. Спортсменам высших спортивных разрядов рекомендуетс ...