Сервисные аспекты организации досуга в детских учреждениях

Страница 1

Сервисно-досуговая деятельность является одним из существенных ресурсов оптимизации социальной активности детей, обладает способностью стимулировать процесс социализации и самореализации личности. К средствам, обеспечивающим детское развитие, традиционно относят игру, общение детей с взрослыми и сверстниками, детскую литературу, разнообразные виды художественной деятельности ребенка, обучение.

В свободное время дети занимаются интересной и содержательной, по их мнению, деятельностью, которая вызывает чувство радости и уверенности в своих силах, расширяет круг общения с взрослыми и сверстниками, наполняет его значимым содержанием, а в итоге формирует основы общей культуры. Интересная, насыщенная положительными эмоциями деятельность позволяет детям восстанавливать свои физические и духовные силы, способствует установлению атмосферы эмоционального благополучия.

Сервисно-досуговая деятельность целенаправленно организуется педагогами для игры, развлечения, отдыха, свободного времяпрепровождения детей. В качестве сущностной характеристики досуга выделяется возможность выбора ребенком предпочитаемого вида деятельности: игры, рисования, конструирования и т.д. Вместе с тем анализ практики детских дошкольных учреждений свидетельствует, что традиционно досуг дошкольников используется достаточно узко, только как развлечение и отдых. В досуге преобладают непродуктивные виды деятельности, хотя досуг дошкольника может включать и разнообразные продуктивные виды детской деятельности (рисование, конструирование, ручной труд и др.).

Цель организации досуга детей - научить детей полезно и творчески проводить свободное время и создать условия для целостного развития личности ребенка.

Мотивы досуга. Культурно-досуговая деятельность ребёнка связана с удовлетворением познавательных и практических потребностей, которые основываются на мотиве деятельности. Освоение реального мира в процессе культурно-досуговой деятельности требует от ребёнка активности, напряжения, способности к саморазвитию и самовыражению. Ребёнок часто стремится в своё свободное время получить развлечения, а не новые знания.

К основным причинам этого явления можно отнести то, что взрослые не приучают ребёнка с детства относится к досугу как к источнику удовлетворения своих познавательных потребностей и устремлений. Часто проявляется неправильное отношение взрослых к организации свободного времени детей. Задачей детских учреждений является - привлечение внимания родителей к проблеме организации досуга детей, разъяснить его своеобразие, многообразие видов, развивающий потенциал, важность выбора вида досуга самим ребенком.

М.Б. Зацепина, выделяет три типа отношения к организации досуга:

1. полное безразличие, т.е. педагогическая безнадзорность;

2. излишняя заорганизованность, когда ребёнку не предоставляется право выбора и взрослые в основном сосредотачивают своё внимание на развитии ребёнка с духовным напряжением;

3. поиск таких путей, форм, средств и методов, которые бы соединили в единое целое познание и развлечения, наполнили бы их нравственно-эстетическим содержанием.

Важным качеством любой деятельности, которая совершается в свободное время, является то, что она должна быть интересной ребёнку при максимальной самостоятельности и активности с его стороны.

В детских учреждениях предоставляется достаточно широкий спектр дополнительных образовательных услуг, ориентированных на развитие художественно-творческих способностей и одаренности детей, ознакомление с культурой страны, народным искусством. Особое внимание уделяется развитию интеллектуальных способностей, обучению детей иностранному языку, танцам, спортивным секциям, развивающим играм, обеспечивающим эффективную подготовку к обучению в школе.

Функции организации досуга в детских учреждениях подробно были рассмотрены в главе 1.1. Понятие и виды досуговой деятельности. Перечислим некоторые из них:

· творческая функция;

· коммуникативная функция;

· рекреационная функция;

· самореализационная функция;

· профориентационной функции;

· просветительская функция.

Виды культурно-досуговой деятельности многообразны. Их можно классифицировать следующим образом: отдых, развлечения, праздники, самообразование, творчество.

Страницы: 1 2

Полезная информация:

Принцип научности
Учащиеся, воспитанники усваивают прочно установленные в науке положения на уровне современных достижений, а учителя, воспитатели обеспечивают освоение учащимися знании не путем заучивания, а путем научного доказательства, вовлечения воспитанников в деятельность по решению познавательных задач и в н ...

Конспект сюжетно-дидактической игры «Зоопарк»
Цель игры. Выявить у детей навыки количественного счета. Различение и название цифр. Расширение представлений детей о гуманной направленности труда работников зоопарка, об основных трудовых процессах по обслуживанию животных. Материал. Приготовили карточки с цифрами, вместе с детьми подобрали игруш ...

Целостность педагогического процесса и его функции
Педагогический процесс – это направленное и организованное взаимодействие взрослых и детей, воспитателей и воспитанников, реализующее цели образования и воспитания в условиях педагогической системы. Это процесс, в котором социальный опыт переплавляется в качества личности. Неполным синонимом термин ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru