Опытно-экспериментальное исследование по организации самоконтроля в начальных классах на уроках математики

Образование и воспитание » Контроль и самоконтроль знаний и умений младшего школьника » Опытно-экспериментальное исследование по организации самоконтроля в начальных классах на уроках математики

Страница 11

В ходе формирующего эксперимента, состоявшего из пят специально разработанных уроков, была проведена работа по формированию навыка самоконтроля.

Анализ повторной контрольной работы и анкеты выявил более высокую степень сформированности навыков самоконтроля.

Анализ анкеты показал, что у большинства учащихся повысилась уверенность в правильности выполнения заданий; учащиеся знают, как проводить контроль, когда и зачем контролировать свои действия.

Анализ контрольной работы показал, что ранг у каждого учащегося повысился на один, а у некоторых на два ранга. Успеваемость достигла 100%.

Таким образом, можно сказать, что проведение эксперимента способствовало повышению умений самоконтроля и, следовательно, повышению успеваемости учащихся.

Виды работ, которые мы применяли в ходе экспериментальной работы, эффективна.

Необходима систематизированная работа по формированию навыков самоконтроля. В ходе нашего эксперимента мы попытались сформировать умения самоконтроля.

В первой главе мы рассматриваем психологические особенности развития младшего школьника.

Одна из проблем, возникающая перед поступлением ребенка в школу, состоит в том, что углубленная и продуктивная умственная работа требует от детей усидчивости, сдерживания эмоций, сосредоточения и поддержания внимания на учебных задачах. Особую трудность для детей 6-7-летнего возраста представляет саморегуляция поведения.

Подготовительная фаза ориентировки в условиях решаемой задачи является очень важной, так как дети на практике часто не справляются с задачей именно потому, что не умеют анализировать ее условия.

Обучающиеся в третьем и четвертом классах вполне в состоянии управлять собой и внешне своим открытым поведением, и внутренне своими психологическими процессами.

Мы придерживаемся точки зрения Д. Б. Эльконина на учебную деятельность, согласно которой эта деятельность имеет следующую структуру:

учебная задача

учебные действия

контроль

оценка

Действие контроля предполагает сопоставление своих действий, их качества и полноты, и результатов с данным образцом, эталоном.

Необходимость контроля и самоконтроля в учебной деятельности создают благоприятные условия для формирования у младших школьников потребности к планированию и выполнению действий про себя, во внутреннем плане, а также к произвольной их регуляции.

Во второй главе мы систематизировали педагогический опыт по проблеме контроля и самоконтроля.

Цель контроля знаний и умений состоит в обнаружении достижений, успехов учащихся; в указании путей совершенствования, углублений знаний, умений, с тем, чтобы создавались условия для последующего включения школьников в активную творческую деятельность; формировании потребности в самоконтроле и взаимоконтроле.

Среди функций контроля мы выделяем следующие:

контролирующую

обучающую (образовательную)

диагностическую

прогностическую

развивающую

социальную

воспитательную

эмоциональную

функцию управления.

Важнейшими принципами контролирования, по нашему мнению, являются целенаправленность, объективность, регулярность, индивидуальность.

Принципы проверки определяют четыре вида контроля (по М.И. Моро):

предварительный

текущий

тематический

итоговый

Формы контроля разнообразны.

В нашей работе мы рассмотрели формы по направленности контроля:

организация внешнего контроля

организация взаимного контроля

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12

Полезная информация:

Образование умственно отсталых детей в специальном образовательном учреждении VIII вида
Лица с нарушениями интеллекта способны к элементарной общеобразовательной подготовке и освоению профессий, не связанных с интенсивной интеллектуальной деятельностью или со сложными коммуникативными процессами, позволяющих им вести самостоятельный трудовой образ жизни и успешно адаптироваться в обще ...

Методика руководства дидактическими играми в группе раннего дошкольного возраста
Игры-занятия с дидактическими играми на первом году жизни проводятся с целью развития зрительного и слухового восприятия, движения руки и основных подготовительных этапов развития речи. Они направлены на формирование умений, с которыми в процессе самостоятельных упражнений дети еще овладеть не могу ...

Интеграция регионоведения в обучение иностранному языку
Рассмотрим принципы построения интегрированного курса на примере интеграции регионоведения в обучение иностранному языку. Принцип учета региональной специфики важен на всех этапах работы, но наибольшее значение он имеет для отбора регионального содержания курса. Региональная специфика складывается ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru