Сенсорное развитие—чувственная основа умственного и математического развития детей

Образование и воспитание » Развитие математических представлений у дошкольников » Сенсорное развитие—чувственная основа умственного и математического развития детей

Страница 1

В основе познания маленькими детьми качественных и количественных признаков предметов и явлений лежат сенсорные процессы. Малыш познает качества и свойства предмета в практической деятельности: движениями глаз как бы прослеживает его форму, размер; руками ощупывает, обследует форму, материал.

Такие обследовательские, изучающие предмет действия называются перцептивными действиями. Они функционально связаны с практической деятельностью детей — игрой, трудом, учением.

«Шкаф сзади тебя»,— говорят ребенку. «А где это сзади: где спина?» — уточняет ребенок и прижимается к шкафу спиной, чтобы конкретно ощутить, познать пространственное положение предмета сзади.

«Найди среди игрушек такие, которые похожи на этот треугольник». Ребенок обводит пальчиком треугольник, обследуя его форму, а затем отыскивает аналогичный данной форме предмет, тщательно «изучая» его движениями глаз и рук.

«На карточку, где нарисованы грибки, наложи по одному грибку на каждую из картинок». И ребенок, обследуя их на карточке, прежде всего тычет пальчиком в каждую из картинок, как бы показывая самому себе, где эти картинки. «Раскладывать грибки надо правой рукой слева направо, вот так»,— показывает воспитатель. И ребенок: проводит по карточке пальчиком правой руки слева направо, обследуя указываемый путь движения.

Многочисленные факты подобных перцептивных действий свидетельствуют о том, что в основе формирования первых математических представлений лежат сенсорные процессы.

В перцептивных действиях происходит сравнение (по форме, величине, количеству), сопоставление с тем, что уже было в прежнем опыте ребенка. Поэтому весьма важно организовать накопление опыта, научить ребенка пользоваться для сравнения общественно значимыми эталонами и наиболее рациональными способами действия.

Операция установления взаимно-однозначного соответствия является основой сравнения в математике. Она является чувственной основой и в развитии счетной деятельности детей.

Наблюдения воспитателей и исследования показывают, что только в практической деятельности сравнения разных конкретных величин — прерывных и непрерывных, путем сопоставления элементов одной величины с элементами другой — ребенок познает их равенство и неравенство. Например, сравнивая ряд красных кружков с рядом синих и сопоставляя элементы одного множества с элементами другого, ребенок приходит к заключению: красных кружков больше, а синих — меньше.

Сравнивая два отрезка по длине путем наложения одного отрезка на другой или измеряя длину условными мерками, ребенок определяет их равенство или неравенство. А если на отрезках нанесены деления, ребенок при сравнении указывает, на сколько делений больше (или меньше) другой отрезок.

Поскольку опыт и знания детей дошкольного возраста еще крайне незначительны, обучение идет преимущественно индуктивным путем: сначала с помощью взрослого накапливаются конкретные знания, а затем они обобщаются в правила и закономерности. Однако этот необходимый и важный для умственного развития маленьких детей путь имеет и свои недостатки: дети не умеют выйти за пределы тех единичных фактов и случаев, па основании которых были подведены к обобщениям; не могут подвергнуть анализу более широкий круг знаний, что ограничивает развитие их самостоятельной мысли и исканий. Поэтому наряду с индуктивным методом при обучении необходимо использовать и другой метод — дедуктивный, когда мысль и усвоение знаний идут от общего к частному. Этому в значительной степени способствует обучение математике, поскольку для математики характерен метод дедукции. Усвоенное правило дети должны научиться конкретизировать, анализируя свои прежние знания и свой опыт.

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Характеристика дыхательной гимнастики Стрельниковой А.Н
Парадоксальная дыхательная гимнастика Стрельниковой А.Н. получила известность в конце 1970-х – 1980-х годов. В молодости Стрельникова А.Н. была певицей, но потеряла голос из-за перенапряжения голосовых связок. Как педагог-вокалист Стрельникова А.Н. работала с певцами, ставила им голос, восстанавлив ...

Основные понятия и термины, составляющие основу производственного обучения
Трудовой процесс – совокупность трудовых действий или функций работника для выполнения законченных работ по профессии. Определение дано Николаем Ивановичем Макиенко, однако под совокупностью понимается скорее «куча» элементов, не взаимодействующих между собой. К определению трудового процесса больш ...

Методика обследования состояния органов артикуляционного аппарата
Исследование двигательных функций артикуляционного аппарата Задания: вытянуть губы в трубочку и удержать позу под счёт до 5; сделать «хоботок», удержать позу под счёт до 5; сделать движение нижней челюсти вправо, затем влево; выдвинуть нижнюю челюсть вперёд; положить широкий язык на нижнюю губу и п ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru