Целью констатирующего эксперимента, по исследуемой проблеме, явилось выявление исходного уровня сформированности количественных представлений у детей средней группы и условий, созданных в ДОУ по формированию количественных представлений.
Базой опытно-экспериментальной работы выступило Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 3 «Берёзка» г. Чебоксары. В эксперименте приняли участие 40 детей (по 20 детей в контрольной и экспериментальной группах).
Исходя из цели эксперимента, были представлены следующие задачи:
Разработать диагностические задания для выявления уровня сформированности количественных представлений у детей средней группы.
Провести с детьми диагностику.
Проанализировать результаты диагностики.
Проанализировать предметно-развивающую среду в группе и в ДОУ.
Провести беседу с воспитателем о работе по исследуемой проблеме.
Пронаблюдать проведение сюжетно – дидактических игр воспитателем в экспериментальной группе.
В ходе эксперимента были использованы следующие методы:
Диагностика сформированности количественных представлений у детей средней группы.
Анализ результатов диагностики, календарных планов воспитательно–образовательной работы с детьми и предметно-развивающей среды в группе и в ДОУ.
Беседа с воспитателем группы.
Наблюдение и анализ проведения воспитателем сюжетно – дидактических игр с детьми.
Первым методом констатирующего эксперимента была диагностика сформированости количественных представлений у детей средней группы. Для проведения диагностики нами были разработаны 6 диагностических заданий и вопросы к детям. Так как работа в этой группе проводится по программе «Детство», вопросы были разработаны на её основе. Они были направлены на выявление у детей умения пользоваться количественным и порядковым счётом, определять результат измерения с помощью числа, различать цифры.
Первые два задания были направлены на выявление у детей умения пользоваться количественным счётом; 3-4 задание – на умение определять результат измерения с помощью числа; 5-е задание – на выявление умения пользоваться порядковым счётом; 6-е задание – на выявление умения различать цифры.
Для того чтобы провести диагностику сформированности количественных представлений у детей, нужно было изготовить наглядный материал – подобрать игрушки, вещества. Для выполнения некоторых заданий мы воспользовались материалом из детского сада, для некоторых – приготовили сами из бумаги. Для создания эстетичного вида разукрасили фломастерами, для прочности обклеили скотчем. Для 3-его задания по измерению сыпучего вещества пришлось купить из магазина пшено
Диагностика проводилась в вечернее время, индивидуально с каждым ребёнком. Ответы детей мы внесли в протоколы (протоколы проведения диагностики сформированности у детей средней группы смотри в приложение №2). Результаты диагностики отразили в таблице (см. таблицу №2).
Таблица 1.
Результаты диагностики сформированности количественных представлений у детей экспериментальной группы
№ № |
Номер задания. И. Ф. ребёнка |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Общее кол-во баллов |
Сред- ний балл |
Уровень развития |
1 |
Кирилл А. |
2 |
1 |
2 |
3 |
1 |
1 |
10 |
1.6 |
Средний |
2 |
Настя Д. |
2 |
2 |
3 |
2 |
1 |
1 |
11 |
1.8 |
Средний |
3 |
Кирилл Е. |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
9 |
1.5 |
Средний |
4 |
Галя К. |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
15 |
2.5 |
Высокий |
5 |
Даша К. |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
14 |
2.3 |
Высокий |
6 |
Надя К. |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
14 |
2.3 |
Высокий |
7 |
Стёпа К. |
2 |
2 |
3 |
2 |
1 |
1 |
11 |
1.8 |
Средний |
8 |
Вадим Л. |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
16 |
2.6 |
Высокий |
9 |
Стас М. |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
10 |
1.6 |
Средний |
10 |
Саша М. |
3 |
2 |
3 |
3 |
1 |
1 |
13 |
2.1 |
Средний |
11 |
Андрей Н. |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
8 |
1.3 |
Низкий |
12 |
Олег О. |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
1 |
13 |
2.1 |
Средний |
13 |
Максим П. |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
14 |
2.3 |
Высокий |
14 |
Рома П. |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
14 |
2.3 |
Высокий |
15 |
Ваня П. |
3 |
3 |
3 |
3 |
1 |
2 |
15 |
2.5 |
Высокий |
16 |
Миша П. |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
9 |
1.5 |
Низкий |
17 |
Ваня С. |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
15 |
2.5 |
Высокий |
18 |
Саша С. |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
17 |
2.8 |
Высокий |
19 |
Федя Ф. |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
9 |
1.5 |
Низкий |
20 |
Карина Ч. |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
17 |
2.8 |
Высокий |
Процент усвоения задач. |
77 |
77 |
83 |
83 |
53 |
53 |
Полезная информация:
Особенности обучения одарённых детей
Многие думают, что ребёнок, опережающий сверстников по уровню интеллекта, не будет встречать трудностей в учебных занятиях - ему уготовано более счастливое детство. В действительности же детей с ранним умственным расцветом могут ожидать немалые сложности и дома, и в школе свои драмы в ходе возрастн ...
Педагогические мысли прошлого на развитие личности
Подлинное знание о законах становления личности дает нам ее исторический и структурный анализ: "Отдельного человека мы можем вполне понять, только узнав, как он стал самим собой. Это познание истории развития может идти лишь обратным путем: от приобретенной связи душевной жизни к условиям и фа ...
Конспект занятия по звуковой культуре речи детей старших групп на
дифференциации звуков С и Ш
Пример занятия: Программное содержание: закреплять правильное произношение звуков [с] и [ш]; учить детей различать эти звуки на слух и в произношении; произносить их протяжно, на одном выдохе; отчетливо и внятно произносить слова с этими звуками. (Упражнения на звукопроизношение, на развитие фонема ...