Библиотечный медиацентр в школьном едином информационном образовательном пространстве несёт нагрузку, связанную с общей каталогизацией, контролем за обращениями, созданием тематических списков дополнительной литературы, медиасредств, имеющихся в медиацентре и аннотированных ссылок на образовательные ресурсы Интернет; организацией накопления информационных банков данных по различным темам и направлениям, в том числе, создаваемым учащимися в учебно-воспитательной деятельности (доклады, рефераты, выступления на семинарах и конференциях, результаты самостоятельных исследований); организацией обновления материалов, создаваемых педагогическим коллективом или методическими объединениями, об урочной и внеурочной деятельности школы (поурочное планирование, описание лабораторных и практических работ, презентации, информации для родителей, др.); созданием веб-страниц учителями и школьниками как результатов работы по проектам.
Cуществуют разные мнения и по поводу того, каким образом в школе организовать самостоятельную деятельность (индивидуально или в группе) учащихся и учителей с информационными медиаресурсами:
от традиционного подхода, при котором ресурсы и оборудование для их демонстрации выступают инструментами учителя, использующего их на уроках в классе, или когда по заданию учителя учащиеся работают самостоятельно с ресурсами в том же учебном кабинете, но при этом жестко ограничены рамками учебной программы, временем, отведенным на урок, и темпом, который задается учителем;
до распределенного подхода к организации самостоятельной деятельности, когда создаются отдельные рабочие зоны в самом библиотечном медиацентре и отдельные помещения для кружковой и внеурочной деятельности с систематическим использованием медиаресурсов и аппаратуры (школьный издательский центр, видео- или телестудия, кружок по созданию веб-страниц и пр.), где учащиеся работают в присущем только им ритме, используя те ресурсы, которые есть результат их самостоятельного выбора.
Создание школьного библиотечного медиацентра - как ядра школьной информационной службы - дело не одного года, требующее определенных материальных затрат, творчества всего педагогического коллектива школы, возможно, родителей и других заинтересованных лиц, и самое главное - идущее параллельно с развитием единого информационного пространства самой школы, так как медиацентр является его важнейшей составляющей.
Возможна некоторая последовательность в этапах создания библиотечного медиацентра школы. Первый этап:
оснащение библиотеки школы компьютерами, другим оборудованием для использования медиаинформации и доступом к Интернет.
Создание и развитие электронного каталога, интегрирующего имеющиеся библиотечные и информационные медиаресурсы, которыми располагают все кабинеты школы
Наращивание фонда нетрадиционных материалов и средств за счет приобретения справочных, энциклопедических, образовательных компакт-дисков, видеоматериалов.
Подбор необходимого персонала медиацентра.
Повышение квалификации сотрудников центра и учителей школы.
Накопление методических материалов, разработанных учителями школы, и исследовательских и творческих работ учащихся в электронном виде.
Одновременно в школе осуществляется компьютеризация помещений администрации, учебных кабинетов школы (не только кабинета информатики) и помещений для дополнительной внеурочной работы (например, видео-издательский комплекс), где завучами, учителями и организаторами внеурочной работы (в том числе, координатором проектной работы) также идет накопление информационных материалов в электронном виде (нормативы и др. инструктивные материалы, программы, вопросы билетов выпускных экзаменов, материалы вступительных экзаменов различных ВУЗов, др.).
Второй этап:
Включение библиотеки и других школьных подразделений в единую локальную сеть.
Разработка модуля школьного библиотечного медиацентра.
Перенос накопленной информации и материалов (частично) в Интранет и Интернет на веб-сайт школы.
Функциональное объединение штатных единиц - библиотекаря, медиа- и технических специалистов, ранее изолированно работающих друг от друга и подчиняющихся школьной администрации, в единую службу, действующую более экономно и значительно более эффективно, подчиняющихся руководителю - специалисту в области информационных и педагогических технологий, способного разработать программу развития школьной информационной службы и библиотечного медиацентра школы на перспективу.
Полезная информация:
Технологии мультимедиа в обучении психологии
Дословный перевод слова multimedia не слишком благозвучен – многосредность или множество сред. Под средой здесь понимается звук, видео, текст и любые другие данные. Под мультимедиа понимается комплекс и программных средств, позволяющих применять персональный компьютер для работы не только с текстом ...
Обследование дошкольников с общим недоразвитием речи с целью выявления
особенностей связной монологической речи
Цель нашего экспериментального исследования – изучить состояние связной речи в дошкольников с ОНР III уровня и выявить ее особенности. Существует большое количество методик выявления уровня и особенностей связной речи дошкольников как с нормальным речевым развитием, так и с общим недоразвитием речи ...
Разнообразие приемов и методов развития творческого потенциала по предмету «Технология»
Творчески активная деятельность в процессе обучения формирует у школьников ряд качеств, которые в конечном итоге положительно скажутся на характере ученика. Практика убеждает, что для формирования богатого внутреннего мира учащихся надо выбирать такие приемы и способы побуждения к активной творческ ...