Организация и проблемы в деятельности воспитательных домов в Белоруссии в конце ХVII - ХIХ в.в

Образование и воспитание » Организация и проблемы деятельности воспитательных домов, детских приютов в Белоруссии » Организация и проблемы в деятельности воспитательных домов в Белоруссии в конце ХVII - ХIХ в.в

Страница 1

К концу ХVII - началу ХVIII в. в России и на Беларуси идея государственного призрения обездоленных детей стала приобретать конкретные формы. В результате петровских реформ появились государственные органы (приказы), которые частично взяли на себя призрение сирот. Возникшие значительно ранее (в конце ХIV - ХV вв.) на Беларуси городские органы самоуправления (магистраты) с первых дней своего существования непосредственно руководили делом помощи нуждающимся детям. Они обрели новое дыхание, расширили и укрепили дело социальной помощи нуждающимся после воссоединения Беларуси с Россией и с получением "Жалованной грамоты городам" (1785). В ХIХ в. общественно-государственное призрение оформляется в некую систему, становится частью социальной политики, самостоятельным институтом воспитания, социализации и ресоциализации индивида.

Считается, что первый воспитательный дом для незаконнорожденных ("зазорных") младенцев на территории Восточной Европы был организован в 1706 г. близ Новгорода митрополитом Иовом, а первые государственные воспитательные дома появились при Екатерине II в Москве (1764) и в Петербурге (1770). Тогда же начала складываться и система детских приютов, распространившаяся впоследствии на территорию Беларуси, появились первые общественные благотворительные организации, которые, наряду с другими задачами, решали и задачи оказания социальной помощи детям.

На территории проживания этнических белорусов первый воспитательный дом ("Иисуса Младенца") основала княгиня Огинская в 1791 г. в Вильно. Впоследствии она передала его в ведение Приказа общественного призрения. В 1895 г. в нем призревалось 16 сирот и 498 подкидышей, доставленных из Виленской, а также частично из Гродненской и Ковенской губерний. При воспитательном доме работали общеобразовательная школа, сапожная и столярные мастерские. Это благотворительное заведение более ста лет оставалось, пожалуй, единственным учреждением такого рода на Беларуси "для приема и воспитания подкидышей, которым суждено от рождения быть лишенными родительской ласки".

Воспитательные дома, которые существовали в Могилеве (1804) и в 20-х гг. ХIХ в. при Гродненском приказе общественного призрения из-за высокой смертности приносимых туда младенцев вскоре были преобразованы в детские приюты, куда принимались дети с 3-4- летнего возраста. В Гродненский воспитательный дом с 1823 по 1826 г.г. было принято 425 детей, из который умерло 341. К концу 1827 г. осталось только 36 младенцев. С 1828 г. указом Николая I воспрещено дальнейшее устройство воспитательных домов, ибо, по словам члена Общества минских врачей доктора медицины А.О. Гурвича, "вместо воспитания поколений новых людей получалась только гибель больше миллиона детей и нескольких сотен миллионов рублей".

После длительного перерыва вторым на Беларуси специальным заведением для приема брошенных младенцев стал Минский приют для подкидышей, открытый в 1894 г. благотворительным обществом "Милосердие" на улице Скобелевской. Его появление совпало с изменениями в российском законодательстве относительно воспитательных домов, о чем речь пойдет далее. В других белорусских губерниях брошенными детьми, родителей которых не удалось обнаружить полиции, занимались в основном приказы общественного призрения, а позднее - земства. Обычно малюток отдавали на воспитание частным лицам за плату 3-5 руб. (в зависимости от губернии), у которых они находились до 8-летнего возраста (в Гродненской губернии до 15 лет). После чего, если воспитатели не усыновили ребенка, его помещали в один из губернских приютов. При возникновении трудностей с подысканием подходящей семьи ребенок некоторое время содержался в богадельне при губернской больнице, окружной лечебнице или в приюте.

Детей в семьи отдавали под расписку, в которой оговаривались обязанности воспитателей "обучать питомцев по достижению надлежащего возраста грамоте и какому-нибудь ремеслу".

Надзор за воспитанием подкидышей в семьях крестьян осуществляли служащие приказов, благотворительных обществ и организаций (Витебская и Минская губернии), представители земств, полиции, а позднее - настоятели православных церквей и медицинские работники. Для получения платы за питомца необходимо было ежемесячно предоставлять справку от полиции или духовного лица о том, что ребенок жив и воспитывается надлежащим образом.

Страницы: 1 2 3 4

Полезная информация:

Методика проведения формирующего этапа опытно-экспериментальной работы
Для эффективности формирования ЗОЖ у подростков необходимо решать проблему комплексно. Для этого следует объединить усилия педагогов, родителей и самых учащихся. В работе с учащимися 9А класса были проведены следующие мероприятия: С целью информирования подростков об основных составляющих ЗОЖ, был ...

Обучение младших школьников в домашних условиях
Трудности адаптационного характера легче и лучше всего преодолеваются тогда, когда одновременно с поступлением ребенка в школу с ним проводится большая работа дома. Преимущества домашней работы над школьной в адаптационном плане заключаются в том, что она носит индивидуальный характер и в большей с ...

Цели и задачи внеклассной работы по русскому языку
Внеклассная работа по русскому языку в нацио­нальной школе преследует ту же цель, что и уроки русского языка,— обучение речевому общению на русском языке, что предусматривает пополнение активного словаря учащихся, отработку навыков правильного произношения русских звуков, формирова­ние умений прави ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru