Стимульный материал: представляет собой нарисованные полянки с разветвленными дорожками, ведущими к домикам, и помещенные под полянками письма, условно указывающие путь к одному из домиков. Процедура проведения: Чтобы найти нужный путь, ребенок должен учесть направления поворотов, характер ориентиров и их последовательность, сочетание ориентиров в определенной последовательности.
Вначале ребенку предлагаются вводные задачи, затем основные. Переходя ко второй вводной задаче: «Здесь тоже два домика, и опять нужно найти нужный домик. Но письмо тут другое: в нём нарисовано, как идти и куда поворачивать. Нужно опять идти от травки прямо, а потом повернуть в сторону». При этих словах экспериментатор проводит рукой по чертежу в «письме». Экспериментатор проверяет решение вводных задач, помогает исправить ошибки.
Затем ребёнок приступает к решению основных задач. К каждой из них даётся краткая дополнительная инструкция.
К задачам 1-2: «В письме нарисовано, как надо идти, в какую сторону поворачивать, начинать двигаться от травки. Найди нужный домик и зачеркни».
К задаче 3: «Смотри на письмо. Надо идти от травки, мимо цветочка, потом мимо грибка, потом мимо берёзки, потом мимо ёлочки. Найди нужный домик и зачеркни его».
К задаче 4: «Смотри на письмо. Надо пройти от травки, сначала мимо берёзки, потом мимо грибка, ёлочки, потом стульчика. Отметь домик».
К задачам 5-6: «Будь очень внимателен. Смотри на письмо, отыскивай нужный домик и зачёркивай его».
К задачам 7-10: «Смотри на письмо, в нём нарисовано, как нужно идти, около какого предмета поворачивать и в какую сторону. Будь внимателен, отыщи нужный домик и зачеркни его».
Виды помощи:
стимульная помощь – подбадривание, похвала («Постарайся сделать, у тебя получится» или «Правильно, молодец, стараешься, давай дальше»);
разъясняющая помощь – «Здесь тоже два домика, и опять нужно найти нужный домик. Но письмо тут другое: в нём нарисовано, как идти и куда поворачивать. Нужно опять идти от травки прямо, а потом повернуть в сторону»;
Конкретная обучающая помощь – диагност обращает внимание ребенка на то, что в каждой задаче свой путь и дает словесную инструкцию.
Анализ результатов:
10 баллов – очень высокий уровень. Ребенок решил поставленную перед ним задачу за время меньше, чем 1 минута, найдя нужный путь и правильно объяснив, почему они объединены в одну группу;
8-9 баллов – высокий уровень. Ребенок правильно решил задачу за время от 1 до 1,5 минуты;
4-7 баллов – средний уровень. Ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2,5 минуты;
2-3 баллов – низкий уровень. Ребенок решил задачу за время от 2,5 до 3 минут;
балл – очень низкий уровень. Ребенок за 3 минуты не справился с заданиями.
Исходя из вышеизложенных методик и согласно качественно-количественным показателям, изложенным у Левченко И.Ю. и Киселевой Н.А. нами были разработаны единые количественно-качественные критерии, которые изложены на таблице 2.1.3
Таблица 2.1.3
Количественно-качественные критерии констатирующего эксперимента
Название методики |
Баллы |
Уровни |
Классификация предметов |
10 баллов 8-9 баллов 4-7 баллов 2-3 баллов 0-1 балл |
очень высокий уровень. Ребенок решил поставленную перед ним задачу за время меньше, чем 1 минута, выполнив классификацию слов в одну и правильно объяснив, почему они объединены в одну группу; высокий уровень. Ребенок правильно решил задачу за время от 1 до 1,5 минуты; средний уровень. Ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2,5 минуты; низкий уровень. Ребенок решил задачу за время от 2,5 до 3 минут; очень низкий уровень. Ребенок за 3 минуты не справился с заданиями |
Четвертый лишний |
10 баллов 8-9 баллов 4-7 баллов 2-3 баллов 0-1 балл |
очень высокий уровень. Ребенок решил поставленную перед ним задачу за время меньше, чем 1 минута, назвав лишние слова на всех карточках и правильно объяснив, почему они являются лишними; высокий уровень. Ребенок правильно решил задачу за время от 1 до 1,5 минуты; средний уровень. Ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2,5 минуты; низкий уровень. Ребенок решил задачу за время от 2,5 до 3 минут; очень низкий уровень. Ребенок за 3 минуты не справился с заданиями |
Лабиринт |
10 баллов 8-9 баллов 4-7 баллов 2-3 баллов 0-1 балл |
очень высокий уровень. Ребенок решил поставленную перед ним задачу за время меньше, чем 1 минута, найдя нужный путь и правильно объяснив, почему они объединены в одну группу; высокий уровень. Ребенок правильно решил задачу за время от 1 до 1,5 минуты; средний уровень. Ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2,5 минуты; низкий уровень. Ребенок решил задачу за время от 2,5 до 3 минут; очень низкий уровень. Ребенок за 3 минуты не справился с заданиями |
Полезная информация:
Методика формирования культуры речи в школе
Первый этап: выбор темы. Методика формирования культуры речи в школе. Второй этап: конкретизация проблемы. Обоснование актуальности проблемы Культура речи - это умение правильно говорить, писать и употреблять языковые средства в соответствии с целями и условиями общения. Уже в Древних Греции и Риме ...
Оценка показателей физического развития девушек старших классов
Анализ реального состояния образовательного процесса по физическому воспитанию школьниц 10-11 классов г. Кызыл-Кия дает основание полагать, что его эффективность далека от желаемой. В этой связи деятельность учителей по физическому воспитанию в старших классах должна быть направлена на выполнение у ...
Структура системного подхода к профессиональному самоопределению
учащихся
Самоопределение – это целенаправленный процесс, в течение которого человек присваивает общественные ценности, индивидуально их преломляя. К его механизмам многие авторы относят идентификацию и обособление (А.В. Мудрик, В.С. Мухина, Д.И. Фельдштейн). Процесс самоопределения в ранней юности, возможно ...