Характеристика контингента и методы экспериментального исследования наглядно-образного мышления

Образование и воспитание » Развитие мышления у учащихся старшего школьного возраста с умственной отсталостью на уроках швейного дела » Характеристика контингента и методы экспериментального исследования наглядно-образного мышления

Страница 5

Стимульный материал: представляет собой нарисованные полянки с разветвленными дорожками, ведущими к домикам, и помещенные под полянками письма, условно указывающие путь к одному из домиков. Процедура проведения: Чтобы найти нужный путь, ребенок должен учесть направления поворотов, характер ориентиров и их последовательность, сочетание ориентиров в определенной последовательности.

Вначале ребенку предлагаются вводные задачи, затем основные. Переходя ко второй вводной задаче: «Здесь тоже два домика, и опять нужно найти нужный домик. Но письмо тут другое: в нём нарисовано, как идти и куда поворачивать. Нужно опять идти от травки прямо, а потом повернуть в сторону». При этих словах экспериментатор проводит рукой по чертежу в «письме». Экспериментатор проверяет решение вводных задач, помогает исправить ошибки.

Затем ребёнок приступает к решению основных задач. К каждой из них даётся краткая дополнительная инструкция.

К задачам 1-2: «В письме нарисовано, как надо идти, в какую сторону поворачивать, начинать двигаться от травки. Найди нужный домик и зачеркни».

К задаче 3: «Смотри на письмо. Надо идти от травки, мимо цветочка, потом мимо грибка, потом мимо берёзки, потом мимо ёлочки. Найди нужный домик и зачеркни его».

К задаче 4: «Смотри на письмо. Надо пройти от травки, сначала мимо берёзки, потом мимо грибка, ёлочки, потом стульчика. Отметь домик».

К задачам 5-6: «Будь очень внимателен. Смотри на письмо, отыскивай нужный домик и зачёркивай его».

К задачам 7-10: «Смотри на письмо, в нём нарисовано, как нужно идти, около какого предмета поворачивать и в какую сторону. Будь внимателен, отыщи нужный домик и зачеркни его».

Виды помощи:

стимульная помощь – подбадривание, похвала («Постарайся сделать, у тебя получится» или «Правильно, молодец, стараешься, давай дальше»);

разъясняющая помощь – «Здесь тоже два домика, и опять нужно найти нужный домик. Но письмо тут другое: в нём нарисовано, как идти и куда поворачивать. Нужно опять идти от травки прямо, а потом повернуть в сторону»;

Конкретная обучающая помощь – диагност обращает внимание ребенка на то, что в каждой задаче свой путь и дает словесную инструкцию.

Анализ результатов:

10 баллов – очень высокий уровень. Ребенок решил поставленную перед ним задачу за время меньше, чем 1 минута, найдя нужный путь и правильно объяснив, почему они объединены в одну группу;

8-9 баллов – высокий уровень. Ребенок правильно решил задачу за время от 1 до 1,5 минуты;

4-7 баллов – средний уровень. Ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2,5 минуты;

2-3 баллов – низкий уровень. Ребенок решил задачу за время от 2,5 до 3 минут;

балл – очень низкий уровень. Ребенок за 3 минуты не справился с заданиями.

Исходя из вышеизложенных методик и согласно качественно-количественным показателям, изложенным у Левченко И.Ю. и Киселевой Н.А. нами были разработаны единые количественно-качественные критерии, которые изложены на таблице 2.1.3

Таблица 2.1.3

Количественно-качественные критерии констатирующего эксперимента

Название методики

Баллы

Уровни

Классификация предметов

10 баллов

8-9 баллов

4-7 баллов

2-3 баллов

0-1 балл

очень высокий уровень. Ребенок решил поставленную перед ним задачу за время меньше, чем 1 минута, выполнив классификацию слов в одну и правильно объяснив, почему они объединены в одну группу;

высокий уровень. Ребенок правильно решил задачу за время от 1 до 1,5 минуты;

средний уровень. Ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2,5 минуты;

низкий уровень. Ребенок решил задачу за время от 2,5 до 3 минут;

очень низкий уровень. Ребенок за 3 минуты не справился с заданиями

Четвертый лишний

10 баллов

8-9 баллов

4-7 баллов

2-3 баллов

0-1 балл

очень высокий уровень. Ребенок решил поставленную перед ним задачу за время меньше, чем 1 минута, назвав лишние слова на всех карточках и правильно объяснив, почему они являются лишними;

высокий уровень. Ребенок правильно решил задачу за время от 1 до 1,5 минуты;

средний уровень. Ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2,5 минуты;

низкий уровень. Ребенок решил задачу за время от 2,5 до 3 минут;

очень низкий уровень. Ребенок за 3 минуты не справился с заданиями

Лабиринт

10 баллов

8-9 баллов

4-7 баллов

2-3 баллов

0-1 балл

очень высокий уровень. Ребенок решил поставленную перед ним задачу за время меньше, чем 1 минута, найдя нужный путь и правильно объяснив, почему они объединены в одну группу;

высокий уровень. Ребенок правильно решил задачу за время от 1 до 1,5 минуты;

средний уровень. Ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2,5 минуты;

низкий уровень. Ребенок решил задачу за время от 2,5 до 3 минут;

очень низкий уровень. Ребенок за 3 минуты не справился с заданиями

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Полезная информация:

Методика формирования культуры речи в школе
Первый этап: выбор темы. Методика формирования культуры речи в школе. Второй этап: конкретизация проблемы. Обоснование актуальности проблемы Культура речи - это умение правильно говорить, писать и употреблять языковые средства в соответствии с целями и условиями общения. Уже в Древних Греции и Риме ...

Оценка показателей физического развития девушек старших классов
Анализ реального состояния образовательного процесса по физическому воспитанию школьниц 10-11 классов г. Кызыл-Кия дает основание полагать, что его эффективность далека от желаемой. В этой связи деятельность учителей по физическому воспитанию в старших классах должна быть направлена на выполнение у ...

Структура системного подхода к профессиональному самоопределению учащихся
Самоопределение – это целенаправленный процесс, в течение которого человек присваивает общественные ценности, индивидуально их преломляя. К его механизмам многие авторы относят идентификацию и обособление (А.В. Мудрик, В.С. Мухина, Д.И. Фельдштейн). Процесс самоопределения в ранней юности, возможно ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru