Компетенции как результат профессионально-образовательного развития личности при реализации педагогических технологий

Образование и воспитание » Проблема оптимизации методов обучения » Компетенции как результат профессионально-образовательного развития личности при реализации педагогических технологий

Страница 1

Исследование проблемы педагогической поддержки социально-профессионального самоопределения актуализируется тем, что во взаимодействии современной образовательно-профессиональной среды и самоопределяющейся личности возникает ряд проблем, которые последняя сама решить не в состоянии. Процесс профессионального и жизненного выбора подростков и юношей характеризуется неопределённостью, множественностью вариантов, неосознанностью возможностей, воздействием и влиянием как положительных, так и отрицательных факторов. Также профессиональный выбор и реализация профессиональных намерений личности отличается несоответствием собственных оценок направленности интересов, намерений профессионального выбора с интересами семьи, государства, с одной стороны, и стремлением упорядочить ситуацию, привести её к определённости, устойчивому состоянию сделанного выбора – с другой.

В связи с этим наряду с процессом самоорганизации жизненного самоопределения должен существовать и процесс организации педагогической поддержки профессионального самоопределения подростков и юношей. Профориентационная деятельность сегодня становится связующим звеном между непрерывным образованием и сферой будущей профессиональной деятельности, способствует подготовке молодых людей к «нелинейным карьерным дорогам», вероятностным их изменениям и направлена на повышение эффективности использования личностного потенциала для удовлетворения собственных и общественных потребностей.

Информационно-педагогическая поддержка носит упреждающий, превентивный характер, дающий и педагогу, и учащемуся шанс на встречу в профессионально-образовательном пространстве как желательном для обоих взаимодействии. Превентивный смысл информационно-педагогической поддержки социально-профессионального самоопределения не в том, что профориентолог заранее организует принятие самоопределяющейся личностью решения о профессиональном выборе. Тот, кто выполняет поддерживающую функцию, прежде всего, должен повернуть личность к тому препятствию (проблеме), которая возникает в силу сложности и неопределённости выбора в современных условиях. Конфигурация этих препятствий-проблем может быть самой различной. Это и отсутствие способности находить собственные смыслы будущей профессиональной деятельности, выстраивать необходимые приоритеты так, чтобы они выдерживали баланс между личным «хочу» и необходимым «должен»; это и неумение перевести собственное «хочу» в необходимое действие «могу»; это и недостаток навыков организации себя, и другие проблемы, о которых иногда даже не подозревают ни ребёнок, ни педагог, который с ними сталкивается как с фактом.

С моей точки зрения, проблема профессионального выбора – это не набор фактов и состояний, которые остро переживает самоопределяющаяся личность, это причинно-следственные связи, определившие источник проблемы, её конфигурацию (содержание) и масштабы (вовлечённость в неё других людей и других смыслов). Модельное представление о проблеме – это представление о целостности самоопределяющейся личности, помещённой в реальную образовательно-профессиональную среду.

Итак, задача информационно-педагогической поддержки – установление необходимого баланса как реального «мостика», где происходит встреча и соотнесение разнонаправленных интересов и целей и их конкретных носителей: педагога-профориентолога и самоопределяющейся личности, на которую направлена деятельность взрослого. В этом месте встречаются конкретные «социальные и субъективные реальности», которые принимают решение относительно возможности совместного действия, сотрудничества. Здесь, собственно, возникает общий проект взаимодействия в реальном образовательно-профессиональном пространстве, результат которого – осознанный профессиональный выбор .

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Использование готовых видеофрагментов
Особенность кинематографа заключается в том, что зритель видит действие с разных точек, в различной крупности и во всевозможных ракурсах. Достигается это монтажным соединением в наиболее целесообразной последовательности большого числа видеокадров, снятых с разных точек и разными планами: общими, с ...

“Погружение” как наиболее распространенная модель концентрированного обучения
Анализ педагогической литературы показывает, что четко понятие “погружения” практически не сформулировано. Мало того, разные авторы под этим понятием имеют в виду разные методы. Это кроме того, что одни используют это слово только в кавычках, как бы подчеркивая его условность, другие — без, а треть ...

Роль внеклассной работы в развитии творческих способностей подростков
Внеклассная работа - это организация педагогом различных видов деятельности школьников во внеучебное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности. Внеклассная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широкими возможностями воспитательного ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru