конкретная обучающая помощь – «Точно так же, как ты объединял карточку с карточкой в отдельные группы и давал им названия, объедини теперь группу с группой, не перекладывая отдельных карточек. Таких групп должно быть как можно меньше. Они также должны иметь короткие названия».
Анализ результатов:
10 баллов – очень высокий уровень. Ребенок решил поставленную перед ним задачу за время меньше, чем 1 минута, выполнив классификацию слов в одну и правильно объяснив, почему они объединены в одну группу;
8-9 баллов – высокий уровень. Ребенок правильно решил задачу за время от 1 до 1,5 минуты;
4-7 баллов – средний уровень. Ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2,5 минуты;
2-3 баллов – низкий уровень. Ребенок решил задачу за время от 2,5 до 3 минут;
0-1 балл – очень низкий уровень. Ребенок за 3 минуты не справился с заданиями [42].
Методика «Четвертый лишний» (по С.Д. Забрамной)
Словесный вариант
Цель: исследование способности к обобщению и абстрагированию, умение выделять существенные признаки.
Стимульный материал: карточки со словами.
Процедура проведения: испытуемому предъявляют бланк и говорят: «Здесь в каждой строке написано пять слов, из которых четыре можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится. Его нужно найти и исключить (вычеркнуть)».
Тестовый материал:
Стол, стул, кровать, пол, шкаф.
Молоко, сливки, сало, сметана, сыр.
Ботинки, сапоги, шнурки, валенки, тапочки.
Молоток, клещи, пила, гвоздь, топор.
Сладкий, горячий, кислый, горький, соленый.
Береза, сосна, дерево, дуб, ель.
Самолет, телега, человек, корабль, велосипед.
Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.
Сантиметр, метр, килограмм, километр, миллиметр.
Токарь, учитель, врач, книга, космонавт.
Глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий.
Дом, мечта, машина, корова, дерево.
Скоро, быстро, постепенно, торопливо, поспешно.
Неудача, волнение, поражение, провал, крах.
Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, понимать.
Виды помощи:
стимульная помощь – подбадривание, похвала («Постарайся сделать, у тебя получится» или «Правильно, молодец, стараешься, давай дальше»);
разъясняющая помощь – «Посмотри внимательно на бланк, здесь в каждой строке написано пять слов, из которых четыре можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится. Его нужно найти и исключить (вычеркнуть)»;
конкретная обучающая помощь – диагност обращает внимание ребенка на то, что в строке слов есть слова похожие по смыслу и уточняет на примере одной группы.
Анализ результатов:
10 баллов – очень высокий уровень. Ребенок решил поставленную перед ним задачу за время меньше, чем 1 минута, назвав лишние слова на всех карточках и правильно объяснив, почему они являются лишними;
8-9 баллов – высокий уровень. Ребенок правильно решил задачу за время от 1 до 1,5 минуты;
4-7 баллов – средний уровень. Ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2,5 минуты;
2-3 баллов – низкий уровень. Ребенок решил задачу за время от 2,5 до 3 минут;
0-1 балл – очень низкий уровень. Ребенок за 3 минуты не справился с заданиями.
Методика «Лабиринт» (по Л.А. Венгер)
Цель: исследование степени овладения действиями наглядно-образного мышления; оценка уровня развития наглядно-образного мышления.
Инструкция: «Перед тобой полянка, на ней нарисованы дорожки и домики в конце каждой из них. Нужно правильно найти один домик и зачеркнуть его. Чтобы найти этот домик, нужно смотреть на письмо (экспериментатор указывает на нижнюю часть страницы, где оно помещено). В письме нарисовано, что нужно идти от травки мимо елочки, а потом мимо грибка, тогда найдешь правильный домик. Найди, а я посмотрю, не ошибся ли ты».
Полезная информация:
Сущность болонского процесса, его цели и задачи
Объединение высшей школы в европейских странах стало актуальным еще в середине ХХ столетия, в связи с тем, что оно стало неконкурентоспособным по сравнению с американским. Попытки совершенствования европейского образования по единым стандартам начались с 1957 года, когда было подписано Римское согл ...
Гигиенические проблемы школьной зрелости
Причины, ведущие к проблемам в неподготовленности к школьному обучению можно условно разделить на две группы: органические (отклонения в физическом и нервно-психическом развитии ребёнка) и воспитательные, связанные с неэффективной тактикой педагогического подхода к детям в раннем дошкольном возраст ...
Психологическая помощь старшеклассникам по инициативе психолога
Несмотря на утвердившиеся представления о старшеклассниках как о людях, полностью обращенных в будущее, можно найти немало свидетельств их поглощенности настоящим. Даже самоопределение, хотя и направлено всеми своими целями, ожиданиями, надеждами в будущее, осуществляется все же как самоопределение ...