Стимульный материал: для работы используются следующие карточки из стандартного набора предметной классификации: 1- моряк, 2 – свинья, 3 – платье, 4 – ландыш, 5 – лиса, 6 – куртка, 7 – мак, 8 – уборщица, 9 – голубь, 10 – яблоко, 11 – книги, 12 – бабочка, 13 – ребёнок, 14 – дерево, 15 – кастрюля.
Процедура проведения: первый этап
Перед ребёнком на столе раскладываются первые четыре карточки. Затем следует, что если ребенок объединяет предметы по конкретно – ситуативному или случайному признаку, экспериментатор проводит обучающий урок: сам укладывает карточку, объясняет, почему он туда положил, и дает название собранной группе («животные»), в последующем требуя обобщенные названия других групп.
Если ребенок собирает группу правильно, но при объяснении опирается на несущественные признаки или не может дать название группе, то экспериментатор дает верное объяснение или название (либо, то и другое).
Возможны случаи, когда экспериментатор находит место карточке, а ребенок быстро улавливает верную связь и дает правильное название.
Если при предъявлении следующей карточки («куртка») ребенок кладет ее не туда куда следует, целесообразна следующая помощь – уточняющий вопрос: «Может быть, лучше положить ее в другое место? Подумай, куда лучше ее положить?». Если этот прием не помогает, то можно сказать: «Посмотри, мы положили вместе свинью и лису. Почему мы так сделали? Потому что они животные! А это что? (показывая на куртку и платье)».
В последующем можно обращаться к любой правильно собранной группе. Если помощь такого рода оказывается неэффективной, экспериментатор проводит полный обучающий урок (группа, название, объяснение).
Ход выполнения задания.
Задание проходит в три этапа, с тремя последовательными инструкциями педагога. Испытуемому дается набор карточек с написанными (напечатанными) на них словами. Список слов — в материалах к методике. Там же примерная форма фиксации результатов — протокола опыта.
Первый этап процедуры начинается при так называемой “глухой” инструкции: “Разложи карточки так, чтобы слова, которые подходят друг к другу, оказались в одной группе”. Количество возможных групп не оговаривается. В случае, если испытуемый задает вопросы, прежде чем приступить к выполнению задания, ему говорят: “Начинай, дальше увидишь сам”.
После того как испытуемый самостоятельно сформировал несколько мелких групп карточек, у него спрашивают, почему те или иные карточки помещаются вместе и какое название им дается. Затем происходит переход ко второму этапу процедуры.
Инструкция на втором этапе звучит так: “Ты верно, объединил карточки в группы. Дай теперь этим группам короткие названия. Продолжай работу таким же образом”.
После того, как все карточки оказались помещенными в группы и всем группам даны короткие названия, экспериментатор переходит к третьему этапу методики. Дается следующая инструкция: “Точно так же, как ты объединял карточку с карточкой в отдельные группы и давал им названия, объедини теперь группу с группой, не перекладывая отдельных карточек. Таких групп должно быть как можно меньше. Они также должны иметь короткие названия”. Если испытуемый на этом этапе формирует больше, чем три группы, ему предлагается сформировать из оставшихся групп 2-3 основные. В протоколе фиксируются этапы выполнения работы, названия групп и карточки в них, а также вопросы и ответы испытуемого.
Виды помощи:
стимульная помощь – подбадривание, похвала («Постарайся сделать, у тебя получится» или «Правильно, молодец, стараешься, давай дальше»).
разъясняющая помощь – «Посмотри внимательно на карточку, сравни все картинки между собой. Разложи карточки так, чтобы слова, которые подходят друг к другу, оказались в одной группе»;
введение наглядности – «Ты верно, объединил карточки в группы. Дай теперь этим группам короткие названия. Продолжай работу таким же образом»;
Полезная информация:
Условия организации дидактических игр
В повседневной жизни на прогулке, вовремя еды, игровой и самостоятельной деятельности ребенок многое узнает. Однако важной задачей всестороннего развития малыша решается на специально организованных занятиях, которые имеют свою специфику и отличаются от самостоятельной игровой деятельности ребенка. ...
Знатоки леса
Леса покрывают 31% поверхности суши нашей планеты. 13% мировых лесов относятся к охраняемым территориям. Сокращение площади лесов в результате вырубки, деградации и пожаров вызывает тревогу у всего международного сообщества. Ведь леса занимают центральное место в процессе углеродного обмена между з ...
Различные подходы к определению понятия "билингвизм"
Билингвизм, будучи многоаспектной проблемой, является предметом изучения различных наук, каждая из которых рассматривает билингвизм в своей трактовке. Билингвизм изучается в лингвистике, которая рассматривает данное явление в связи с текстом. Он является исследовательским предметом социологии, где ...