Организация и методика экспериментального исследования психомоторного и речевого развития детей раннего возраста в условиях дома ребенка

Образование и воспитание » Логопедическая работа с детьми раннего возраста в условиях Дома ребенка » Организация и методика экспериментального исследования психомоторного и речевого развития детей раннего возраста в условиях дома ребенка

Страница 7

Учитывая современный подход к диагностике развития, включающий, во-первых, необходимость применения при диагностике различных методик, заданий, а во-вторых, неизбежность сочетания количественного и качественного подхода к анализу данных, а также комплексный характер изучения нарушений и отклонений в развитии ребенка, нами определены основные параметры оценки умственной деятельности ребенка: принятие задания; способы выполнения задания; обучаемость в процессе обследования; отношение к результату своей деятельности.

Принятие задачи: согласие ребенка выполнить предложенное задание независимо от качества самого выполнения задания. При этом ребенок проявляет интерес либо к игрушкам, либо к познавательным задачам.

Способы выполнения задания: хаотические действия; метод практической ориентировки – метод «проб и ошибок»; метод практического примеривания; метод зрительной ориентировки.

Наиболее примитивным способом является действия «силой» или хаотические действия без учета свойств и качеств предмета.

Неадекватное выполнение задания, т.е. несоответствие действий ребенка условиям данного задания во всех случаях свидетельствует о значительном нарушении умственного развития ребенка.

Диагностическое обучение: обучаемость в процессе выполнения заданий. В процессе обследования детям надо предлагать следующие виды помощи: выполнение действий по подражанию; выполнение задания по подражанию с использованием указательных жестов, с речевой инструкцией.

На уровне элементарного подражания ребенок может усвоить от взрослого способ выполнения того или иного задания. Количество показов выполнения задания не должно превышать двух раз. При этом речь взрослого должна служить указателем цели данного задания, организацией действий ребенка и оценки результативности его действий.

Отношение ребенка к результату своей деятельности. Нормально развивающиеся дети проявляют активный интерес к предложенным заданиям и к конечному результату. Для детей с нарушениями интеллекта характерно безразличное отношение к заданиям и к полученному результату.

Основываясь на вышеизложенных параметрах оценки умственной деятельности ребенка, нами выведена количественная оценка действий ребенка, которая указана в диагностических заданиях.

3 этап. Обследование речи детей раннего дошкольного возраста

В психологических лингвистических, психолингвистических исследованиях детской речи (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, А.А. Леонтьев, А.М. Шахнарович и других) доказывается значимость не только подражательной, но и творческой активности ребенка в ходе овладения речью, что необходимо учитывать при проведении психолого-педагогического и логопедического изучения детей раннего возраста, имеющих отклонения в речевом развитии.

Изучая речь детей экспериментальной группы, мы исходили из того, что более полное представление о состоянии и особенностях становления самостоятельной речи у детей возможно при использовании комплексного психолого-медико-педагогического, собственно логопедического и лингвистического анализа их речевой деятельности.

Нами проводилось поэтапное изучение речевой деятельности детей двух-трехлетнего возраста, воспитывающихся в условиях Дома ребенка, которое предполагает лабораторное обследование речи, динамическое наблюдение за процессом общения и речевым поведением ребенка в процессе спонтанной и стимулируемой педагогом неречевой деятельности, изучение форм и средств общения ребенка со взрослыми. Исследование речи всех испытуемых проводилось в контексте психолого-педагогического изучения особенностей личности, различных видов деятельности, характера общения и познавательных процессов.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Полезная информация:

Сохранение и забывание
Сохранение – это удержание заученного в памяти, т. е. сохранение следов и связей в мозгу. Забывание – исчезновение, выпадение из памяти, т. е. процесс угасания, ликвидации, «стирания» следов, затормаживание связей. Эти два процесса, противоположные по характеру, по сути дела представляют разные хар ...

Методика организации труда дежурных в старшем дошкольном возрасте
Дежурство старших дошкольников постепенно усложняется как по содержанию труда, так и по формам объединения детей, по требованию к самостоятельности и самоорганизации в работе. Важной задачей организации дежурств является формирование у детей ответственности за порученное дело, стремление работать н ...

Расчет и подготовка учебно-материальной базы
Материально-техническая база учебного учреждения должна создавать благоприятные условия для овладения обучающимися основ профессионального мастерства на уровне современных требований производства. Правильная организация учебно-производственных мастерских, кабинетов должна способствовать созданию бл ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru