Оценка уровня нервно-психического развития детей раннего возраста позволяет судить о качестве окружающей среды, о характере педагогической работы, а также о влиянии других факторов.
В связи с этим особое значение приобретает ранняя диагностика психомоторного и речевого развития, которая позволяет целенаправленно проводить коррекцию выявленных нарушений.
Отклонения в моторном, психическом, речевом и эмоциональном развитии, которые проявляются уже в раннем возрасте, отрицательно влияют на дальнейшее развитие ребенка, вызывая трудности в овладении чтением, письмом, являются причиной проявления вторичных отклонений, психологических наслоений и школьной дезадаптации.
Проблема ранней диагностики и коррекции развития детей с нарушениями речи в современной логопедии представлена недостаточно. (Чиркина Г.В., 2003)
В настоящее время наметилась тенденция к более раннему и углубленному обследованию психомоторного и коммуникативного развития ребенка, позволяющему своевременно выявить и скорректировать ранние признаки речевого недоразвития.
Установлены наиболее значимые показатели лингвистического развития детей, позволяющие рано определить отставание или нарушение анатомо-физиологических предпосылок речевой деятельности. К ним относятся:
Понимание речи в сенсомоторном периоде развития и характер последовательности стадий овладения импрессивной речью;
Долингвистическая вокальная продукция (возраст и этапы вокализации, репертуар согласных звуков, организация лепетных звуков по типу итерации, структура слогов, просодия);
Первые комбинации жеста и слова; речевые акты утверждения и просьбы (отдельными словами; двусловные высказывания); проявления коммуникативных намерений;
Начало активной речи (объем словаря и особенности детской номинации; ранний синтаксис: аккомпанирующая речь; мотивированность речи действием или ситуацией);
Овладение фонемным строем речи (последовательное образование, дифференциация фонем по акустическим и артикуляторным признакам; характер фонетических трансформаций).
Оценка уровня развития малыша – это самый первый шаг, который необходим для того, чтобы правильно выбрать стратегию обучения и определить, чему именно его следует учить.[ ]
Констатирующий эксперимент является важным этапом психолого-педагогической диагностики.
С помощью специально подобранных методик, с учетом возраста и предварительных данных, полученных в процессе наблюдения за ребенком при медицинском его обследовании, педагог-логопед проводит специальное обследование. В этой работе специалист занимает активную позицию и создает условия для наилучшего изучения и оценки состояния тех или иных психических функций. Чаще всего – это определенная игровая ситуация.
Обследование проводится по четко разработанному плану и включает оценку восприятия, памяти, функций активного внимания, всех видов гнозиса, речевых функций, всех видов мышления.
Специально подбираются задания на обследование интеллекта с дифференциацией на вербальные и невербальные методики. Первые обязательно предполагают речевую активность ребенка. Вторые включают речевую диагностику только в плане понимания инструкций.
Полезная информация:
Особенности звукопроизносительной стороны речи у
детей с общим недоразвитием речи
У детей старшего дошкольного возраста с ОНР самым распространенным недостатком речи является нарушение звукопроизношения, которое может встречаться на любом уровне общего недоразвития речи. Произносительные ошибки оцениваются по-разному: одни затрагивают лишь оттенки фонем и не нарушают смысла выск ...
Содержание внеклассной работы по русскому языку
Одним из центральных вопросов организации внеклассной работы по русскому языку является определение ее содержания. В соответствии с принципом связи внеклассной работы с уроками русского языка оно соотносится с содержанием языкового и речевого материала, изучаемого по программе. Наряду с этим на ...
Понятие, факторы и причины детской агрессивности
За последнее десятилетие во всем мире отмечается рост насильственных действий, сопряженных с особой жестокостью, вандализмом, глумлением над людьми. Такие социально опасные проявления обычно связаны с понятием агрессии и агрессивности, возникающие как из внутренних (личностных), так и из внешних (с ...