– Развитие мелкой моторики – на 1-3 эпикризных срока.
– Игра отстает на 2-3 эпикризных срока.
– Развитие движений имеет норму или отстает на 1 эпикризный срок от нормы.
– Навыки самообслуживания имеют норму или отстают на 1 эпикризный срок.
Эти показатели говорят не только о замедленном темпе развития, но и о наличии пограничных состояний у детей Дома ребенка.
Исследуя медицинские карты и карты нервно-психического развития воспитанников Дома ребенка, мы заметили некую закономерность – дети, поступившие в учреждение в младенческом возрасте (отказ в роддоме от малышей) имеют более высокие показатели в нервно-психическом развитии, в отличие от детей, поступивших в Дом ребенка в возрасте 1-2-х лет.
Это говорит о том, что специалисты Дома ребенка ведут коррекционную работу по преодолению задержки развития.
Сравним показатели нервно-психического развития.
Саша, возраст 3 года. Поступил в Дом ребенка в возрасте 1 год 6 мес.
1. Понимание речи – 1 год 9 мес.
2. Активная речь – 1 год 6 мес.
3. Сенсорное развитие – 1 год 6 мес.
4. Развитие мелкой моторики – 1 год 9 мес.
5. Развитие игры – 2 года.
6. Конструктивная и изобразительная деятельность – 1 год 9 мес.
7. Движения – 2 года 6 мес.
8. Навыки – 2 года.
По этим данным можно построить график профиля нервно психического развития ребенка в возрасте 3 лет (рис.1).
Рис.1. График профиля нервно-психического развития ребенка в возрасте 3 года
Таким образом, соотнося график структуры нервно-психического развития с условной нормой, можно отметить выраженное отставание всех звеньев, в сочетании с существенным (на 4 эпикризных срока) отставанием в сенсорном развитии и в речевой деятельности.
Олег, возраст 2 года 8 мес. Находится в Доме ребенка с рождения.
1. Понимание речи – 1 год 9 мес.
2. Активная речь – 1 год 9 мес.
3. Сенсорное развитие – 2 года.
4. Развитие мелкой моторики – 1 год 9 мес.
5. Развитие игры – 2 года.
6. Движения – 2 года 6 мес.
8. Навыки – 2 года 6 мес.
По этим данным можно построить график профиля нервно-психического развития ребенка в возрасте 2 года 8 мес.(рис.2).
Анализируя результаты нервно-психического развития ребенка в возрасте 2 года 8 мес. и сравнивая их с установленной нормой, можно отметить отставание в развитии речи и мелкой моторики на 2 эпикризных срока, отставание в сенсорном развитии и в игровой деятельности на 1 эпикризный срок, развитие движений и навыков соответствует норме.
Рис.2. График профиля нервно-психического развития ребенка в возрасте 2 года 8 мес
Сравнивая результаты нервно-психического развития детей (Саши и Олега), мы видим, что ребенок, поступивший в Дом ребенка с рождения, в своем развитии менее отстает от нормы, чем ребенок, поступивший в учреждение в возрасте 1 год 6 мес. из неблагополучной семьи.
Исходя из наблюдений, мы поделим экспериментальную группу на две подгруппы:
Полезная информация:
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития мышления у
детей дошкольного возраста
Основной деятельностью в дошкольном детстве является игра. Она способствует развитию различных сторон личности ребенка, его познавательных процессов, предметней деятельности и т.д. Игры развивают умственные способности ребенка, речь, воображение, восприятие и пр. Сюжетно-ролевые игры, особенно игры ...
Цель и задачи физического воспитания
Цель физического воспитания в том, чтобы, удовлетворяя естественную биологическую потребность детей в движении, добиться хорошего уровня здоровья и всестороннего физического развития детей, обеспечить овладение дошкольниками двигательными умениями и навыками, создать условия для разностороннего (ум ...
Урок как форма
организации учебного процесса в школе
Отсутствие интереса к уроку, или, попросту говоря, скука - это мощный фактор утомительности даже там, где отсутствуют истинные элементы трудности. (М.С. Громбах). Урок - динамичная и вариативная организационная форма обучения, при которой в течение точно установленного времени осуществляется взаимо ...