Организация и методика экспериментального исследования психомоторного и речевого развития детей раннего возраста в условиях дома ребенка

Образование и воспитание » Логопедическая работа с детьми раннего возраста в условиях Дома ребенка » Организация и методика экспериментального исследования психомоторного и речевого развития детей раннего возраста в условиях дома ребенка

Страница 3

При оценке уровня сформированности познавательной деятельности выявляется объем знаний и представлений об окружающем с учетом возраста и условий воспитания.

При этом обязательно отмечается уровень понимания обращенной речи. Обследуется функция внимания, памяти, а также возможность ребенка действовать по подражанию и по образцу.

В процессе специальных игровых заданий обследуется уровень развития зрительного восприятия, прежде всего, зрительного вычисления формы и умения соотносить ее с формой других предметов.

Оценивается умение соотносить плоскостную и объемную форму в практических действиях с предметами (доска Сегена, «почтовый ящик»).

Обследуется возможность различения ребенком величины: большой – маленький.

Исследуется возможность различения цветов и группировка одинаковых по форме, но разных по цвету, а также зрительное соотнесение цветов.

Особо важное значение придается оценке сформированности функций начального обобщения, обследуется возможность группировки предметов по форме, цвету, величине.

Целью нашего констатирующего эксперимента является:

– Определение уровня развития ребенка;

– Планирование работы по дальнейшему коррекционному развитию ребенка.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

– Определить психомоторное развитие;

– Определить развитие импрессивной и экспрессивной речи;

– Выявить особенности взаимодействия неречевых и речевых отклонений;

– Установить причины речевого недоразвития;

– Разработать план индивидуальной коррекционной программы развития.

В настоящее время нет единых норм развития, касающихся возрастного этапа с 1 года до 3-х лет. Специалисты пользуются шкалами-нормами психомоторного развития, составленными Н.М. Аксариной, С.М. Кривиной, К.Л. Печерой. (Приложение 3).

При обследовании речи чрезвычайно важно хорошо знать закономерности развития нормальной детской речи, которые являются для обследователя своеобразным условным эталоном нормы. Такие нормативные таблицы составлены Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой. (Приложение 4,5,6).

Наша экспериментальная работа проводилась на базе Вологодского Дома ребенка. В экспериментальной группе находилось 10 детей в возрасте от 2-х до 3-х лет.

Паша 2 года 9 мес.

Зоя 2 года 10 мес.

Саша 3 года

Артем 2 года 11 мес.

Вика 2 года 6 мес.

Ксюша 2 года 10 мес.

Виталик 2 года 11 мес.

Олег 2 года 8 мес.

Катя 2 года 11 мес.

Илья 2 года 9 мес.

Педагогическое обследование детей включало изучение уровня развития речи, игровой деятельности, проверку состояния умений и навыков по основным разделам обучения (сенсорному воспитанию, конструированию).

Педагогической диагностике предшествует знакомство с данными анамнеза относительно ребенка. Известно, что различные неблагоприятные воздействия, как во внутриутробном периоде, так и во время родов (родовая травма, асфиксия), а также в первые годы жизни ребенка могут приводить к отставанию в речевом развитии.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Полезная информация:

Тенденции современного физического воспитания в рамках школы
Реформа школы, нацеленная на повышение качества образования и формирования личности, резко обострила значимость проблемы сохранения и укрепления здоровья школьников. Наблюдается интенсификацию учебного процесса, в том числе и за счет технического переоснащения школ, создания новых моделей образоват ...

Принцип наглядности
Специфика учебной дисциплины «Инженерная графика» такова, что в ней дидактический принцип доступности изучаемого материала неразрывно связан с дидактическим принципом наглядности. Чувственное восприятие играет большую роль в трудовом обучении, но представляет лишь начальную ступень познания. Следую ...

Структура системы высшего и послевузовского профессионального образования
Структура системы высшего и послевузовского профессионального образования представляет собой совокупность: - государственных образовательных стандартов высшего и послевузовского профессионального образования и образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования; - имеющ ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru