Организация и методика экспериментального исследования психомоторного и речевого развития детей раннего возраста в условиях дома ребенка

Образование и воспитание » Логопедическая работа с детьми раннего возраста в условиях Дома ребенка » Организация и методика экспериментального исследования психомоторного и речевого развития детей раннего возраста в условиях дома ребенка

Страница 8

При исследовании степени сформированности речи используются специальные методики (Ю.Ф. Гаркуша, Н.В, Серебрякова), направленные на обследование как импрессивной, так и экспрессивной речи.

При исследовании импрессивной речи обращается внимание на понимание ребенком конкретных инструкций, значений слов, обозначающих предметы и действия. Ребенку предлагаются игрушки, предметные и простые сюжетные картинки. При этом дифференцируется объем понимания существительных и глаголов. Обследуется также понимание предложений различной степени сложности с опорой на картинку и только по слуху. С этой целью оценивается понимание инструкций.

При оценке экспрессивной речи ребенка просят ответить на простые вопросы, назвать предметы и действия, составить предложения.

Исследование речи детей включает следующие разделы:

1. Обследование импрессивной стороны речи:

– Понимание речи на уровне диалога. (Как тебя зовут? Показать тебе игрушки? Какая игрушка тебе понравилась? Любишь играть игрушками?);

– Понимание инструкций (ребенку предлагают выполнить то, о чем его просят; используются однократные инструкции и включающие два взаимосвязанных действия: возьми мяч; дай куклу; брось мяч на пол – всего 10 инструкций);

– Понимание слов, обозначающих предметы, действия, признаки;

– Понимание фраз (перед ребенком выкладываются сюжетные картинки, ребенку предлагается показать картинку, названную экспериментатором – всего 10 фраз);

– Понимание форм единственного и множественного числа существительных (кукла-куклы, мяч-мячи).

2. Обследование экспрессивной стороны речи:

– Диалог (возможность речевого общения ребенка, общая характеристика речи – отсутствует, лепетная, речь отдельными словами, фразовая речь);

– Изучение активного словаря существительные (назвать предметы, картинки по темам «Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Животные»);

– Изучение глагольного словаря (назвать по картинкам, что делает мальчик? ест, пьет, спит, рисует и т.д.);

– Изучение возможности ребенка к использованию фразовой речи;

– Употребление форм существительных множественного числа существительных в именительном падеже.

Таким образом, в процессе исследования логопед использует различные методы: наблюдение, беседу, совместную игровую деятельность с ребенком.

II.3. Результаты констатирующего эксперимента и их анализ

Наша экспериментальная работа проходила в три этапа.

1 этап – знакомство с медицинской документацией.

2 этап – изучение психомоторного развития детей Дома ребенка.

3 этап – обследование речи детей раннего дошкольного возраста.

Знакомясь с медицинской документацией воспитанников Дома ребенка мы видим, что матери малышей, чаще всего, не обследуются в женских консультациях во время беременности (50%), ведут нездоровый образ жизни (злоупотребляют алкоголем, наркотиками, курят – 60%), имеют ряд хронических заболеваний легких, лор - органов, почек, а также инфекционные заболевания (сифилис, трихомонадный кольпит) и кожные заболевания (чесотка, педикулез).

Течение беременности оказывает значительное влияние на формирование и последующее развитие ребенка. Такую патологию беременности, как ранние токсикозы, анемии, угрозы прерывания беременности, можно считать факторами риска в последующем развитии у детей различных заболеваний. Наиболее часто патология беременности у таких матерей сопровождается наличием соматических заболеваний. Эти факторы влияют на развитие мозга плода. Из документов мы видим, что у детей, рожденных на фоне осложненного течения беременности, достаточно часто присутствуют различные заболевания ЦНС, асфиксия (кислородное голодание плода) в момент родов, которая углубляет нарушение развития мозга, возникшее внутриутробно, задержка внутриутробного развития, перинатальная энцелофапатия. На развитие ребенка, его нервной системы также влияют повреждения при родах (натальная патология) и воздействие различных вредных факторов после рождения.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Полезная информация:

Особенности творческого мышления у младших школьников
Отличительный признак творческой деятельности детей - субъективная новизна продукта деятельности. По своему объективному значению «открытие» ребенка может быть и новым, необычным, но, в то же время, выполняться по указке учителя, по его задумке, с его помощью, а потому не являться творчеством. И в ...

Классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности учащихся
По этой классификации методы обучения подразделяются в зависимости от характера познавательной деятельности учащихся при усвоении изучаемого материала. Характер познавательной деятельности — это уровень мыслительной активности учащихся. Выделяют следующие методы: • объяснительно-иллюстративные (инф ...

Характеристика детей экспериментальной группы
В экспериментальную группу вошло 15 детей, которые посещали общеобразовательные дошкольные учреждения. Из них - 10 детей с доминирующим черкесским языком и с недоминирующим русским, 4 ребенка с доминирующим русским и с недоминирующим черкесским, 1 ребенок, абсолютно эквивалентно владеющий 3-мя язык ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru