Рекомендации по технологии обучения младших школьников написанию сочинения

Образование и воспитание » Работа над сочинением как способ развития творческого воображения младших школьников » Рекомендации по технологии обучения младших школьников написанию сочинения

Страница 6

Отберите слова с учетом задачи, адресата и структуры письма, которые помогут вам составить его содержание.

Таким образом, изученная форма письменного сообщения позволяет школьникам расширить речевой опыт в создании текста, раскрывается творческий потенциал учащихся.

Организовывая обучение младших школьников вариативному раскрытию темы сочинения в соединении всех составляющих эту вариативность (понимание отправителя, постановка коммуникативной задачи, определение адресата, отбор сюжета и наполнение его лексикой), урок приобретает характер свободного обсуждения возможных вариантов сочинения, что создает предпосылки для творческого волеизъявления школьников в выборе своего направления в раскрытии темы сочинения.

Приведем фрагмент урока сочинения по серии сюжетных картинок и заданной теме в III классе:

- На какие вопросы нужно ответить, чтобы понять тему сочинения? (Кто? Кому? Зачем? О чем?)

В творческих тетрадях учащиеся записывают тему сочинения и, обсуждая поставленные вопросы, фиксируют ответы на них. Таким образом, не только происходит осмысление темы, но и выдвигаются варианты ее раскрытия, что в дальнейшем может составить содержание детской работы. Отвечая на вопросы, учащиеся опираются на рисунки и собственные представления о предмете обсуждения.

Образец записи ученика в творческой тетради:

Затем дети выбирают один из обсужденных вариантов в раскрытии темы, оговаривают тип создаваемого текста (в данном случае - повествование с элементами описания), набирают лексический материал относительно каждой части текста, тем самым выстраивают сюжет сочинения.

Приведем примеры детских сочинений.

Рассказ подснежника.

Я - подснежник. Меня так называют потому, что я родился под снегом. Я очень красивый. Мне хочется рассказать свою историю.

Я спал под тонким снежным покрывалом, но что-то нарушило мой сон, и я открыл глаза. Передо мной мелькали желтые, красные, оранжевые и синие огни. Восхитительное зрелище! Я захотел узнать, отчего же это происходит? Чтобы узнать это, я стал пробираться вверх. Ай! Яркий свет ударил мне в глаза. Какая красота вокруг! Я поднял голову и увидел добродушного гиганта, который с интересом смотрел на меня. «Кто ты?» - спросил я. «Дуб», - ответил гигант. «А я - подснежник, потому что родился под снегом. А что это за шар, излучающий тепло и свет?» - спросил я. «Это солнце! - ответил дуб. - Когда оно светит - день, а нет его - наступает ночь». Как много нового я узнал! Какой же это большой, таинственный и красивый мир!

Чувства переполняли меня. Мне хотелось жить и петь .

Но подснежник жил недолго. Вскоре он отцвел, но снова родится весной.

Рассказ подснежника.

Я - подснежник и очень красив. У меня два длинных узких листа, а стебель вместе с цветком похож на стрелу. Я - первый вестник весны, потому что начинаю расти ещё под снежным покрывалом. Мне там уютно.

Ранней весной я появился на проталине. Какая необыкновенная картина! Перед моими глазами появилась стройная красавица. Она была и добрая, и ласковая, и высокая, ее звали берёзкой. Она обрадовалась мне. Рядом с собой я увидел несколько похожих на меня цветков. Они были тоже прекрасны.

Безусловно, обучение детей вариативности в раскрытии темы сочинения - это сложный аспект в работе учителя, требующий от него свободного владения собственной речью, стремления постоянного самосовершенствования. Когда на уроке создается ситуация набора вариантов в раскрытии темы сочинения, у детей появляется живой интерес к работе.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Полезная информация:

Организация и содержание коррекционно-развивающей работы со школьниками с умственной отсталостью на уроках швейного дела
Цель формирующего эксперимента: разработать систему работы, позволяющую эффективно решать задачи развития наглядно-образного мышления учащихся с умственной отсталостью. Задачи: Подобрать и внедрить в педагогический процесс систему дидактических игр и приемов, позволяющих эффективно решать задачи фо ...

Детство как психолого-педагогическое явление
Каждая эпоха и каждая цивилизация по-своему понимает сущность и границы детства. Детство - всем хорошо известное, но (как это ни странно звучит) малопонятное явление. Термин "детство" используется широко многопланово и многозначно. Детство по международной нормам, закрепленным в Конвенции ...

Методика формирования понятия «масса тела»
Первоначальное понятие о массе тел учащиеся получают в начале изучения предмета физика на основе опытов, в которых используются упругие шары, а также шары или тележки, соединенные пружинами. Здесь же вводится понятие о единице массы—килограмме как массе платиноиридиевого эталона. Учащиеся знакомятс ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru