Отберите слова с учетом задачи, адресата и структуры письма, которые помогут вам составить его содержание.
Таким образом, изученная форма письменного сообщения позволяет школьникам расширить речевой опыт в создании текста, раскрывается творческий потенциал учащихся.
Организовывая обучение младших школьников вариативному раскрытию темы сочинения в соединении всех составляющих эту вариативность (понимание отправителя, постановка коммуникативной задачи, определение адресата, отбор сюжета и наполнение его лексикой), урок приобретает характер свободного обсуждения возможных вариантов сочинения, что создает предпосылки для творческого волеизъявления школьников в выборе своего направления в раскрытии темы сочинения.
Приведем фрагмент урока сочинения по серии сюжетных картинок и заданной теме в III классе:
- На какие вопросы нужно ответить, чтобы понять тему сочинения? (Кто? Кому? Зачем? О чем?)
В творческих тетрадях учащиеся записывают тему сочинения и, обсуждая поставленные вопросы, фиксируют ответы на них. Таким образом, не только происходит осмысление темы, но и выдвигаются варианты ее раскрытия, что в дальнейшем может составить содержание детской работы. Отвечая на вопросы, учащиеся опираются на рисунки и собственные представления о предмете обсуждения.
Образец записи ученика в творческой тетради:
Затем дети выбирают один из обсужденных вариантов в раскрытии темы, оговаривают тип создаваемого текста (в данном случае - повествование с элементами описания), набирают лексический материал относительно каждой части текста, тем самым выстраивают сюжет сочинения.
Приведем примеры детских сочинений.
Рассказ подснежника.
Я - подснежник. Меня так называют потому, что я родился под снегом. Я очень красивый. Мне хочется рассказать свою историю.
Я спал под тонким снежным покрывалом, но что-то нарушило мой сон, и я открыл глаза. Передо мной мелькали желтые, красные, оранжевые и синие огни. Восхитительное зрелище! Я захотел узнать, отчего же это происходит? Чтобы узнать это, я стал пробираться вверх. Ай! Яркий свет ударил мне в глаза. Какая красота вокруг! Я поднял голову и увидел добродушного гиганта, который с интересом смотрел на меня. «Кто ты?» - спросил я. «Дуб», - ответил гигант. «А я - подснежник, потому что родился под снегом. А что это за шар, излучающий тепло и свет?» - спросил я. «Это солнце! - ответил дуб. - Когда оно светит - день, а нет его - наступает ночь». Как много нового я узнал! Какой же это большой, таинственный и красивый мир!
Чувства переполняли меня. Мне хотелось жить и петь .
Но подснежник жил недолго. Вскоре он отцвел, но снова родится весной.
Рассказ подснежника.
Я - подснежник и очень красив. У меня два длинных узких листа, а стебель вместе с цветком похож на стрелу. Я - первый вестник весны, потому что начинаю расти ещё под снежным покрывалом. Мне там уютно.
Ранней весной я появился на проталине. Какая необыкновенная картина! Перед моими глазами появилась стройная красавица. Она была и добрая, и ласковая, и высокая, ее звали берёзкой. Она обрадовалась мне. Рядом с собой я увидел несколько похожих на меня цветков. Они были тоже прекрасны.
Безусловно, обучение детей вариативности в раскрытии темы сочинения - это сложный аспект в работе учителя, требующий от него свободного владения собственной речью, стремления постоянного самосовершенствования. Когда на уроке создается ситуация набора вариантов в раскрытии темы сочинения, у детей появляется живой интерес к работе.
Полезная информация:
Содержание и организация исследования уровня сформированности
грамматического строя речи
В процессе исследования была поставлена следующая цель: выявить уровень сформированности грамматического строя речи (функций словоизменения и словообразования) у детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией и определить основные направления необходимой коррекционной работы. Для достиже ...
Особенности методического и технологического обеспечения
Большинство уроков труда и кружков моделистов посвящаются работе с бумагой и картоном. Бумага и картон сами по себе – кладовые фантазии и игры воображения. А если его соединить с ловкостью рук, то все можно оживить, дать как бы вторую жизнь. Изготовление моделей, поделок из бумаги и картона – труд ...
Особенности работы учреждений для детей и
подростков
В параграфе сделана попытка охарактеризовать особенности работы учреждений для детей и подростков, ее цели, специфические методы и задачи, зависящие прежде всего от учреждения. Все детские культурно-воспитательные учреждения можно подразделить на две группы: многопрофильные и специальные. К многопр ...